А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Цикл уроков. Урок 3.

А. И. Куприн. История одной любви. «Гранатовый браслет.»

 

Форма урока: беседа по содержанию с элементами комментированного чтения.

Предварительное задание:

1. Приготовить сообщение об истории создания рассказа по книге «История девяти сюжетов». (Индивидуальное задание.)

2. Словарная работа: соната, филигрань, власяница.

Ход урока.

1. Сообщение ученика об истории создания и прототипах рассказа по книге «История девяти сюжетов».

2. Слово учителя.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Что можно сказать о ней после сонетов Петрарки, пушкинского «Я помню чудное мгновенье», «Анны Карениной», Манон Леско и так далее.

Но у любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье, своя трагедия.

Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета» и говорил, что в своей жизни ничего более целомудренного не писал.

Интересно то, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты. Любовь является как подарок – среди обыденщины, трезвой реальности, устоявшегося быта.

3. Начало первой главы. «Отвратительные осенние погоды», «оголённые дачи» и вдруг безоблачные, ясные, тихие дни.

Какую роль играет пейзаж в первой главе?
(Сравнить: обыденная, устоявшаяся жизнь и светлая струя – любовь; осень – увядание природы, печальный оттенок.)

Как связано название с композицией произведения?
(Кульминация рассказа – присылка Желтковым гранатового браслета в подарок.)

Всех героев можно разделить на две группы. Какие?
1. Вера Николаевна Шеина и всё её окружение.
2. Желтков.

Рассказать об окружении Веры Николаевны.
(Сестра, муж, генерал Аносов.)
Рассуждения генерала о любви в конце вечера – прочитать. (стр. 473-477)
Почему именно генералу Аносову Вера Николаевна рассказывает о Желткове?
(С его умом и жизненным опытом, с его мудростью и верой в лучшие стороны души человеческой он способен понять Веру Николаевну.)

Итак, две группы героев. На чьей стороне сила?
(На стороне Николая Николаевича и других – власть, сознание правоты, сословное превосходство; на стороне Желткова – великая сила любви, которую нельзя уничтожить – разговор в комнате Желткова.) (стр. 482)

Как ведут себя герои (Шеин, Николай Николаевич, Желтков) во время встречи?
Что изменилось в Желткове за семь лет великой и безнадёжной любви?
(Сравнить: первые письма – наивные, может быть, пошлые и последнее письмо.)

Любовь возвышает душу, делает её чище, богаче.
Прочитать последнее письмо. (стр. 488)
Прочитать мысленное письмо Веры Николаевны. (стр. 493)
(Звучит музыка: соната Бетховена.)

(Страницы даны по книге А. И. Куприн «Рассказы и повести». Москва. Издательство «Правда». 1979 год.)

Вернуться к списку: Уроки литературы в 11 классе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *