Итоговое сочинение по литературе
Преступление. Это слово образовано от глагола «преступить». Совершить преступление – это значит преступить нравственные законы общества, в котором живёшь. Идёт время — проходят годы, столетия, но преступность остаётся. Наверное, потому, что меняется в жизни многое, неизменен только человек. В среде людей всегда есть честные и справедливые, добрые и сильные, но рядом с ними существуют подлые и жадные, трусливые и жестокие. По разным причинам совершают люди преступления, но, какими бы ни были эти причины, оправдания преступникам нет. Им выносит наказание закон, их осуждают окружающие. Но часто бывает так, что человек наказывает сам себя: его мучает совесть, до конца дней своих он корит себя за то, что совершил.
Во многих произведениях художественной литературы нашла отражение эта тема. И, конечно, нельзя не обратиться к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Студент Родион Раскольников, прозябающий в бедности, зарубил старуху-процентщицу, чтобы забрать у неё деньги. Оправдывал себя тем, что средства нужны ему на учёбу, что бесполезна жизнь ничтожной, злобной старушонки. Но главное – хотел доказать себе, что он не «тварь дрожащая», что «право имеет». Невозможно коротко передать суть теории Раскольникова. Поэтому будем говорить только о его преступлении. Он убил не только старуху, но и её сестру – безропотную, тихую Лизавету. Главный герой не знает теперь покоя, хотя и пытается оправдать себя. После слов Сонечки: «Ты человека убил.» — никаких оправданий уже не находит. Его наказывает не только закон, но и муки совести. В конце романа писатель показывает нам Раскольникова, измученную душу которого помогают возродить Бог и Любовь.
Нравственные законы общества преступает герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В одной из легенд говорится о сыне женщины и орла. Ларра красив, силён, мужествен – таким создала его природа. Но главное его качество – гордость, а отсюда и презрение ко всем людям. Ларра считал, что весь мир принадлежит ему, что он может брать всё, что захочет. Не покорилась ему красивая девушка из племени его матери, и он убил её. Долго люди думали, как наказать его, пока один мудрый человек не сказал, что «наказание ему – в нём самом», и не предложил отпустить Ларру на свободу. С тех пор он жил один, брал всё, что хотел. В легенде говорится, как однажды он пришёл к людям, чтобы они убили его, потому что хотел умереть, даже сам ударил себя ножом в грудь. Но напрасно! Автор пишет, что ему не было жизни, и смерть не улыбалась ему, и не было ему места среди людей. За что же был так жестоко наказан Ларра? За гордость. Можно добавить: за презрение к людям, за эгоизм. Ларра стал тенью, которой суждено вечно скитаться по степи, не находя покоя.
О нравственных преступлениях говорится и в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Обратимся к библейским главам произведения. Вспомним эпизоды, в которых рассказывается о суде над бродячим философом. Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, понимает, что нет преступления в действиях Иешуа, готов оправдать его. Но слова арестанта о том, что «всякая власть является насилием над людьми» и что настанет время, когда не будет никакой власти, а «человек перейдёт в царство истины и справедливости», остановили прокуратора. Он объявил преступником Иешуа, чтобы спасти самого себя, не потерять свою должность. Но за то, что пошёл против совести, преступил нравственный закон, Пилат жестоко наказан. Около двух тысяч лет он сидит в каменном кресле высоко в горах, в полнолуние его терзает бессонница, он видит лунную дорогу и хочет идти по ней и говорить с Га-Ноцри, но не может этого сделать. И только в конце романа мы видим, что тот, кого он когда-то предал, попросил за него у Воланда, и теперь душа Понтия Пилата, может быть, обретёт покой. Вот так был наказан человек за трусость.
Я думаю, что, когда человек живёт по совести, он никогда не станет преступником, ведь в жизни «каждому будет дано по его вере».