Любовная лирика.
Форма урока: урок-композиция: сообщения учащихся, выразительное чтение и чтение наизусть.
1. Любовная лирика составила значительный пласт в поэтическом наследии великого поэта революции, и этот пласт неразрывно связан с остальными темами его произведений, нередко определяя их глубинный смысл.
Любовь осознает себя как частица человеческого бытия, и Маяковский был всем существом своим включён в эту традицию русской поэзии.
Его ранняя любовная лирика тяготеет к большим формам не только потому, что «громада-любовь» не вмещалась в пространство небольшого лирического стихотворения, но и потому, что сердце поэта было «истомлено» тоской по любви как проявлению человечности.
2. Кажется, ещё никто не заметил разительного сходства таких несхожих поэтов, как Маяковский и Ахматова, в теме трагически одинокого человека. У Ахматовой и Маяковского одиночество вызывало смертный ужас, тоску, почти что воспринималось как симптом гибельной болезни.
Всемирный, почти космический трагизм ранних поэм Маяковского не оттого, что «украли любимую», навесили на неё ожерелья, сковали золотыми цепями ей руки, — куда страшнее для него была всеобщая глухота мира к его страданию. Не потому, что он единственный, особенный, а как раз потому, что он один из миллионов.
3. В 1913 году поэт написал трагедию, назвав её собственным именем – «Владимир Маяковский». Её герой – поэт – взваливал на себя непосильный груз человеческого горя, чтобы отнести его к Богу. Напрасно. Господь не заступник, он – вор человеческого счастья.
Борис Пастернак писал о своём потрясении от этой трагедии: «Я слушал, не помня себя, всем перехваченным сердцем, затая дыхание. Ничего подобного я раньше никогда не слыхал.
Трагедия называлась «Владимир Маяковский.». Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но – предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания».
Трагедия заключалась в том, что любовь гиганта разбивалась о пошлость маленьких забот так называемых «обыкновенных людей».
4. Если герой трагедии испытывал растерянность перед силой пошлости и необъятности горя, то герою поэмы «Облако в штанах», появившейся два года спустя, выход уже виделся в бунте, в восстании тех, кто «держит в своей пятерне миров приводные ремни».
И все остальные дореволюционные поэмы Маяковского: «Флейта – позвоночник», «Война и мир», «Человек» — это лирическое исследование трагедии любви в буржуазно-мещанском мире, приводящее к мысли о необходимости социальных перемен.
Для Маяковского революция была единственным спасением не только героя, но и всего человеческого в человеке. Именно поэтому для поэта не было вопроса: «принимать или не принимать» революцию.
Он продолжал непримиримую борьбу с ненавистным мещанством, которое представлялось ему главной угрозой любви. Именно об этом его послереволюционные поэмы «Люблю», «Про это» и другие.
5. Во имя человека сам поэт готов был пойти на любые лишения и жертвы, вплоть до собственной гибели, до подавления собственного творчества: «Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне», — писал он во вступлении к поэме «Во весь голос». Может быть это одна из причин того, почему так мало у Маяковского собственно любовной лирики, почему даже в интимном письме любимой женщине он заявляет:
В поцелуе рук ли, губ ли,
В дрожи тела близких мне
Красный свет моих республик
Тоже должен пламенеть.
Марина Цветаева верно заметила, что лирика Маяковского – выражение не столько индивидуального, сколько общего, всеобщего: «Маяковского нужно читать всем вместе, чуть ли не хором…, во всяком случае вслух и как можно громче, что с каждым читающим и происходит. Всем залом, всем веком… Без Маяковского русская революция бы сильно потеряла, так же, как сам Маяковский без революции».
6. Стихотворение «Лиличка!». (стр. 88)
Одно из немногих, чисто любовных стихотворений. посвящено Лиле Юрьевне Брик (1891-1980), как и все поэмы Маяковского о любви.
О том, как много она значила в жизни и творчестве поэта, можно судить по тому, что в автобиографии «Я сам», написанной в 1928 году, Маяковский своё знакомство с ней выделяет в самостоятельную главку, названную «Радостнейшая дата».
Ей посвятил он и программную свою предреволюционную поэму «Облако в штанах», хотя в основе её сюжета любовь к другой женщине Марии Александровне Денисовой.
7. Отрывок из поэмы «Облако в штанах».
Часть I.
Это действительно было в Одессе, куда Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским приехал в 1914 году. В своих воспоминаниях «Жизнь с Маяковским» Василий Каменский так описал Марию Александровну Денисову: «Совершенно необыкновенная девушка: высокая, стройная, с замечательными сияющими глазами, настоящая красавица».
Любовь целиком захватила молодого поэта и преобразила его – он «стал торжественным и очень красивым». Потрясение от этой первой трагической любви отозвалось в поэме.
8. Отрывок из поэмы «Облако в штанах».
Часть IV.
Любовь, осмысленная в плане социального конфликта – частая тема русской лирики. В поэме Маяковского конфликт с буржуазным миром, укравшим любимую, вознесен до вселенских масштабов. Не возвращения любимой – возвращения всего мира, очищенного от лжи, от господства денег, требовал поэт. Поэма поражала неслыханной мощью чувства, громом простого, земного человеческого голоса.
9. Стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». (стр. 93)
10. Поэма «Люблю» писалась с ноября 1921 года по начало февраля 1922, практически одновременно с автобиографией «Я сам». Совпадение не формальное, так как поэма тоже носит автобиографический характер. Вся жизнь подаётся в свете любви. В посвящении на заглавном листе белового автографа написано: «Официальное название – «Люблю». Неофициальное – милым кисам заместо объяснениев и писем».
Отрывки из поэмы.
«Взрослое»,
«Что вышло»,
«Ты»,
«Невозможно»,
«Так и со мной»,
«Вывод».
11. Поэму «Про это» Маяковский писал в декабре 1922 – феврале 1923 года. Она явилась результатом глубоких и серьёзных раздумий о страшной опасности мещанства, въедающегося в самую сердцевину отношений между самыми близкими людьми.
Отрывок из поэмы. «Про что – про это.»
12. Поэту было мало, чтоб у него наладилась его собственная личная жизнь. Он предельно точно сказал об этом словами своего Человека из поэмы «Про это»: Когда герой поэмы зовёт любимую спасти этого Человека своей любовью, его останавливает громовой голос:
Отрывок из поэмы.
Со слов:
— Стой!
Я пришёл из-за семи лет…
До слов:
за всех расплачусь,
за всех расплачусь.
Таким образом, любовь поэта переставала быть просто любовью – она входила теперь в его поэтическое дело.
Личная несчастливость делала его словно бы добровольным заложником до тех пор, пока не будет по всей земле уничтожено человеческое несчастье, потому что «если мир расколот пополам, трещина проходит через сердце поэта» (Гейне). Для того он и поэт, или, говоря словами самого Маяковского, — «всегда должник вселенной».
13. Таким образом несчастливость поэта в любви была определена объективно – всем мировым неблагополучием, а субъективно – самим характером его поэтического таланта, складом его собственного мира.
Вот почему некорректны попытки обвинить тех или иных конкретных женщин, что они не захотели дать поэту счастья в любви – не от них это зависело.
По этой же причине любовная лирика Маяковского неразрывно переплеталась с размышлениями о поэзии.
Стихотворение «Юбилейное» 1924 г. (стр. 178)
14. Полемический характер произведения определяется распространённым противопоставлением Маяковского Пушкину. Маяковский, несмотря на запальчивые лозунги футуристической молодости, не только любил Пушкина, знал наизусть, но и сознавал преемственность своей поэзии. Недаром в другом стихотворении, обращаясь к героине Лермонтова, он восклицал: «Мы – общей лирики лента».
Отрывок из поэмы «Хорошо».
Со слов: «Если я чего написал…»
15. Стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» 1928 г. стр. 434
Это стихотворение было рождено сильным чувством, возникшим у Маяковского в 1928 г., во время его пребывания в Париже, к Татьяне Алексеевне Яковлевой.
Девятнадцатилетней девушкой она уехала из России по вызову своего отца и осталась за границей.
Маяковский очень надеялся на возвращение Яковлевой в СССР. «Обдумай и посбирай мысли (а потом и вещи) и примерься сердцем своим к моей надежде взять тебя на лапы и привезть к нам, к себе в Москву, — пишет он ей в 1929 году. — Сделаем нашу разлуку проверкой. Если любим, то хорошо ли тратить сердце и время на изнурительное шагание по телеграфным столбам».
16. Однако «океан любви поэта показался Яковлевой, как видно, слишком великим: в конце 1929 года она вышла замуж за какого-то виконта.
Стихотворение «Письмо товарищу Кострову» было опубликовано в январе 1929 года в журнале «Молодая гвардия», редактором которого был Тарас Костров – он же и редактор «Комсомольской правды».
Следующее стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» было опубликовано в 1956 году.
Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой». (стр. 438)
В одном из писем к своей матери, жившей в Пензе, Яковлева писала: «Люди, с которыми я встречаюсь, большей частью «светские», без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное – остро вспомнить Россию… Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем вам буквально, я чуть не вернулась. И сейчас мне всё кажется мелким и пресным. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня».
17. В предсмертном письме Маяковский написал: «Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся». Речь шла о неоконченных набросках в записных книжках поэта, которые, возможно, должны были войти во второе, «лирическое» вступление к поэме «Во весь голос».
Стихотворение
«Любит? не любит?
Я руки ломаю…»
(Страницы даны по книге: В. В. Маяковский. Избранные сочинения. М. «Художественная литература». 1982 г.)