«…Полная смена социальных и нравственных ориентиров в обществе сломала точки опоры в сознании подрастающего поколения. Отброшенная идеология страны социализма образовала пустоты, которые разрушают личность. В средствах массовой информации культивируются секс, насилие. Неспособность к подлинному чувству, ощущение бесцельности жизни – характерные черты современной молодёжи. Отказ от чтения и замена его зрелищем продиктованы не только желанием комфорта или пассивностью. Дёргающиеся стадионы, топочущие дискотеки – это выплеск энергии, но не созидательной, а разрушительной. А чтение, по природе своей, — созидание, сотворение мира из букв и собственного воображения…
Гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга, который культура бросает в водоворот современных конфликтов, раздирающих общество. Искусство воспитывает терпимость не только потому, что, как и религия, наполнена нравственными истинами. Не прямая проповедь этики или религиозный запрет сегодня способны остановить агрессию, а восхищение красотой мира и возможным совершенством человека, отзывчивостью души, способной чужое горе или чужую радость ощутить, как собственное, личное потрясение. Именно этим занято искусство…
Развивая чувства и воображение читателя – школьника, глубину понимания содержания литературных произведений и мотивированную оценку художественной формы, изучение литературы в школе призвано сформировать ценностные ориентации ученика: его отношение к родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности».
(Из статьи В. Г. Маранцмана «Цели и структура курса литературы в школе». Журнал «Литература в школе» № 4 2003 г.)