Но книгу книгой не откроешь:
Нужен «ключик» жизни.
Е. Н. Ильин.
В своей книге «Искусство общения» Е. Н. Ильин вспоминает о своём первом уроке. Будучи ещё студентом ЛГУ, во время педагогической практики он проводил урок литературы. Разбирая с учениками стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» и чувствуя, что класс, «словно плохо сколоченный плот, рассыпается на волнах» его учительского красноречия, он заговорил с ребятами об истории их родного города, о строителях, архитекторах. Затем вновь – возвращение к Некрасову, к ответу на вопрос «умного Вани». «Этот неоправданный по строгим стандартам методик временный и временной «уход от темы» я называю «лирическими отступлениями». Часто случается так, что вопрос, заданный учеником или какая-либо фраза, оброненная на уроке и берущая своё начало от текста художественного произведения, приводят к обсуждению нравственных и этических проблем, волнующих учеников сегодня, сейчас, в наше непростое время. В процессе работы над текстом художественного произведения на уроке учитель может «искусственно» создавать такие «лирические отступления», планировать их заранее. Например, на уроке в 9-м классе, работая над текстом комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», мы с ребятами обсуждали вопросы: «Что такое «разумное» воспитание? Как вы считаете, разумно ли воспитывают вас ваши родители? Отчего, несмотря на родительскую любовь, Митрофанушка вырос нравственным уродом?» Читая «Бедную Лизу» Н. М. Карамзина, задумались, а можно ли найти черты «этой прекрасной душою» героини в современных девушках? Нашли такие черты. Учениц 9-го класса взволновал и заинтересовал вопрос о близких отношениях Лизы и Эраста, о чувственной любви. Высказывали вполне зрелые, хотя, может быть, и спорные суждения о взаимоотношениях между юношами и девушками.
К таким «лирическим отступлениям», посвящённым самым разнообразным жизненным вопросам, учитель часто подводит сам, поэтапно планируя работу на уроке. Это может быть постепенный, ступенька за ступенькой, путь к постановке проблемы и её обсуждению, или это может быть конкретный вопрос, связанный с каким-либо эпизодом, чёрточкой литературного портрета, просто строкой из книги, высказыванием автора. Важно – найти «это» и подвести учащихся к пониманию, что не может быть книг скучных, что любое произведение станет интересным, если ты читатель думающий, а не «глотающий» книги.
Естественно, что на уроке не ставится цель – «закрыть» данную проблему или тему, или уйти совсем в сторону от изучения книги как художественного произведения. Всё идёт в совокупности, что нашло своё отражение в представленных далее конспектах уроков. И всё же главное, на мой взгляд, на уроке литературы – это воспитание читателя, а отсюда – и гражданина своей страны, и нравственной личности. Обучая – воспитывать – этот девиз всегда есть, был и будет главным в преподавании разнообразных школьных дисциплин, в том числе и литературы.