«Литературы не будет» — так называлась статья в газете «Труд», автор которой утверждал, что к этому может привести модернизация образования.
В школах России уроки литературы издавна начинались с 1-го класса, с хрестоматий для чтения, с русской классики. Путь, известный многим поколениям. Русского читателя воспитывала начальная школа. Но вот сегодня в семействах потомственных читателей, собирателей домашних библиотек обнаруживают, что их дети – не то, что не любят читать, а не умеют. Об этом же говорят и психологи. По их наблюдениям, произошли существенные изменения детской психики и интеллекта, дети вообще плохо воспринимают любую печатную продукцию.
«Литературы не будет?» Что может противопоставить этому простой учитель? Естественно, что трудно противостоять многочисленным «противникам»: телевидению с бесконечными «мыльными операми» и «интеллектуальными» играми на деньги, компьютерам и телефонам, бездарным детективам и любовным романам.
В этих условиях наша задача не дать погаснуть костру, согревающему человеческие души, формирующему эстетический вкус, развивающему чувство слова, историзм мышления, позволяющему глубже и шире познавать окружающий мир и живущих в нём людей, – живому общению с Книгой.
Работа с текстом художественного произведения, живое общение с книгой – основа уроков литературы. Необходимые атрибуты школьника на уроке – изучаемое произведение и рабочая тетрадь. Учебник литературы служит вспомогательным и справочным пособием и используется для подготовки домашнего задания, для более полного и глубокого ознакомления с творчеством данного автора, с его биографией, исторической основой произведения и многими другими вопросами, без чего невозможно глубокое понимание прочитанного.
Главное на уроке – работа с текстом, в основе которой – живой диалог учителя с учащимися. Развивать умение вычленить из текста необходимые компоненты, воспитывать интерес к прочитанному – задачи, стоящие перед учителем. «Не может быть интересным то, чего не знаешь» — эти слова могут служить девизом таких уроков. Как часто приходится слышать даже от старшеклассников: «Не понял, неинтересно, скучно, трудно». Но начинается общая работа, постепенно раскрываются перед учеником характеры персонажей, красота литературного пейзажа, идейный замысел писателя и многое другое. Умело подвести к главному, не «подать на тарелочке», а увлечь поиском, заинтересовать словом, помочь «родить» мысль – задача учителя.
Живой диалог, обсуждение различных точек зрения, соприкосновение с проблемами и интересами сегодняшнего дня делают урок литературы интересным дл школьника, формируют его интеллектуальный уровень, развивают речь, позволяют чувствовать себя первооткрывателями и, наконец, заставляют понять, что главную роль во всём этом играет Книга.
На уроке литературы (как может быть и на других) учитель – прежде всего режиссёр, дирижёр большого оркестра, называемого классом. Ученик же – тот музыкант, который не только сам учится играть, но и внимательно слушает других. Умение слушать не менее важный компонент урока литературы. Слушать не только учителя, но и своих одноклассников, подмечать достоинства и недостатки ответа, выступления, уметь аргументировать свои мысли.
Но как же оценить ответ ученика на уроке литературы, если это урок-общение, урок-полилог? Для этого существует «система плюсов». Не в журнале, а в обычной тетради или даже на листочке составлен список учащихся класса, и после каждого урока учитель проставляет плюсы и минусы каждому за работу на уроке. Плюсы бывают большие и маленькие, рядом может быть поставлена предварительная оценка. После изучения темы подводятся итоги, называется оценка за тему, которая проставляется в журнал. Если ученик не согласен с общей оценкой своей работы, он может сдать зачёт по пройденному материалу. Естественно, что наиболее полные ответы, сообщения и доклады, индивидуальная подготовка по какому-либо вопросу оцениваются сразу же.
Особого внимания заслуживают так называемые «неговорящие» дети. Те, кого в силу их психологических особенностей невозможно или почти невозможно включить в процесс общения на уроке. Таким учащимся учитель может предложить письменное задание или пригласить на зачёт.
Итоговая работа по теме — сочинение. Перед сочинением обязательно проводим урок подготовки к нему, на котором вместе с учениками разбираем темы, по некоторым из них составляем планы, продумываем варианты вступлений, изложения материала. Условно темы сочинений делю на следующие группы.
1. Так называемые «литературоведческие» темы, работая над которыми, ученик может использовать любую дополнительную литературу: критические статьи, учебник и тому подобное. Главное требование – полнота, глубина раскрытия темы, широкий спектр рассматриваемых проблем.
2. «Исследовательские» темы. Ученик пользуется в основном только текстом, стараясь самостоятельно вычленить необходимые компоненты, сделать выводы, обобщить, привести необходимые цитаты и так далее.
3. «Творческие» темы. В основном это работа по мотивам изученного произведения, размышление о прочитанном, умение ассоциативно мыслить. Работа может быть написана в любом жанре.
Естественно, этим не ограничивается разнообразие тем и форм письменных работ по литературе. Среди них есть и сочинения – сравнения (сравнительная характеристика), и «проблемные» темы, и характеристика персонажа, и многое другое. Лучшие работы учащихся печатались в школьном литературно-художественном журнале «Искорка». Ряд работ был представлен на городских конкурсах.