Шёл май сорок третьего года…
В данном тексте автор поднимает проблему нравственных уроков на войне.
Астафьев рассказывает о простом, казалось бы, случае. На двух бойцов, пожилого и молодого, — один котелок с горячей едой в перерыве между боями. В тексте говорится о том, как боялся рассказчик, молодой солдат, что ему достанется меньше еды, как переживал, что у напарника ложка больше, чем у него, как страдал, что ему не достанется макаронина. Астафьев подчёркивает, что «мутная жижица» и лишь немного макарон в ней не утолили голод. И в глазах рассказчика, когда он отвернулся от котелка, «жило лишь одно трагическое видение – белая макаронина».
Но, читая текст, мы видим, что пожилой солдат ест не больше, чем другой, что он хорошо понимает чувства молодого напарника, который «затрясся внутри от бессилия и гнева», потому что был уверен, что меньшая часть достанется ему, когда солдат разделил макаронину на две части. Но оказалось, что большая из них досталась рассказчику. Автор не только говорит о молодом и пожилом солдате, но и раскрывает чувства и характеры героев повествования.
В тексте говорится об одном из простых случаев на фронте, но писатель называет его самым справедливым, самым нравственным уроком для рассказчика.
Позиция автора такова: он хочет сказать, что очень важно, чтобы человек делал правильные выводы из уроков, которые преподаёт ему жизнь.
С этим нельзя не согласиться. Нравственности мы учимся всегда, а в годы испытаний она проявляется в людях особенно ярко. Как поведёт себя человек в трудной ситуации, зависит от того, каков он сам, какие качества в нём преобладают: справедливость или подлость, смелость или трусость, мудрость или глупость.
Я думаю, что в жизни мы многому учимся. Важно только, чтобы нравственные уроки делали нас чище, лучше, добрее.