В этом же ряду стоят и такие произведения Н.В. Гоголя, как «Ревизор», «Мёртвые души». В первом из них представлена «культура» уездного города. Грязь, мусор, непроезжие дороги, разваливающийся мост, свинья, лежащая в луже посреди улицы, трактиры с тараканами – всё это внешние признаки антикультуры. Внутренние же – это казнокрадство, взяточничество, нерадивое отношение к своим обязанностям, преклонение перед власть имущими и многое другое.
В романе «Мёртвые души» перед нами проходит галерея портретов помещичьего дворянства: Манилов, Собакевич, Ноздрёв, Коробочка и, наконец, Плюшкин. Это те, кто должен быть примером нравственности и гражданского долга. А они являются отражением государственного устройства, отрицательного проявления нравственности, экономики, политики. Так что мы можем сказать, что, говоря об уездной и помещичьей России, Гоголь представляет и уровень её культуры.