1
Книга играет в жизни человека особую роль. Интерес к книге — это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей литературе аккумулированы добро, красота, правда. Больно видеть, что это богатство нередко идёт мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо.
В наш век телевидения, видеофильмов, компьютеров и т. д. книга как средство духовного и интеллектуального развития человека часто отходит на задний план, теряет своё первостепенное значение. Ведь в наше сравнительно сытое время трудно противостоять «массовой культуре», «идолу» денежного мешка, эгоизму, нежеланию самокритично взглянуть на себя со стороны.
В юные годы, когда мозг человека, как губка, впитывает впечатления окружающего мира, знакомство с прекрасным особенно благодатно.
Нравственная роль литературы ни с чем не сравнима. Лучшие художественные произведения выражают бесконечно богатые и разнообразные оттенки наших чувств. Литература теснейшим образом переплетена с сокровенной человеческой природой — с биением пульса человеческой жизни, вобравшей мысль и культуру многих веков, колоссальный эмоциональный опыт жизни, которая уходит в будущее. Писатели и поэты видят назначение своих произведений в том, чтобы «побуждать общество, каждого человека пристальнее, строже взглянуть на самого себя». Читая такие произведения, ученики должны задумываться о своём месте в жизни, о необходимости правильного нравственного выбора, о своей гражданской позиции, об ответственности человека за всё, что происходит в мире.
Многочисленные свидетельства методистов, библиотекарей, учителей убеждают, что популярность книги в самостоятельном чтении школьников чрезвычайно низка. Многократно констатировалась нетребовательность в чтении, когда в числе любимых и читаемых оказываются книги весьма невысокого уровня. В настоящее время нет дефицита в хороших книгах, как было ранее, но в безбрежном море появившихся ныне на прилавках книжных магазинов изданий масса так называемой коммерческой литературы (триллеров, детективов, «ужастиков», любовных романов и т. п.) всё же преобладает над литературой настоящей.
Всех нас волнует вопрос, с какою книгою вошёл в жизнь человек третьего тысячелетия. Волнует потому, что воспитание читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы, всё больше осознаётся как одно из слагаемых воспитания Гражданина, Человека.
Есть разные пути приобщения к великому искусству слова. Сделать из ученика читателя, человека, любящего и уважающего книгу, — благородная и важная задача.
Один из путей приобщения ученика к книге — уроки внеклассного чтения как часть литературного образования школьника. Организация такого чтения стала серьёзной методической задачей.
2
Воспитание читателя начинается с детства. С первых книжек-малышек, с бабушкиных сказок, с первого сложенного из кубиков и самостоятельно прочитанного слова. В школе — с уроков чтения и знакомства с библиотекой, с уроков литературы, на которых ученики знакомятся с лучшими произведениями русской и зарубежной классики, постигают законы литературного творчества, впитывают мудрость великого из искусств — искусства слова. Но хрестоматия по литературе (для 5-8 классов) — всего лишь один из школьных учебников. Подойти к новому уровню изучения литературы (в 9-11 классах), на котором главным на уроке становится не учебник, а произведение писателя, воспитывать настоящего читателя помогают уроки внеклассного чтения. Существует множество форм и методов проведения таких уроков.
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности я провожу уроки внеклассного чтения в 5-8 классах по системе, предложенной вашему вниманию в данной работе.
3
Несмотря на то, что внеклассным чтением ученик занимается самостоятельно, оно должно быть педагогически управляемым, проходить на основе продуманного взаимодействия ученика и педагога, органической связи классного и внеклассного чтения, учитывающего ведущую роль классного изучения литературы по программе. Урок по программе вооружает ученика определённым методом деятельности, но важно закрепить этот метод, осуществить его перенос в сферу самостоятельной деятельности. Внеклассное чтение не дублирует, а дополняет чтение по программе.
Я вижу свою задачу в том, чтобы поделиться конкретными наблюдениями, дать свой вариант путей приобщения школьников к искусству слова, показать некоторые нетрадиционные формы проведения уроков, развивающих интерес к книге, художественный вкус, творческую самостоятельность.
Уроки внеклассного чтения — это настоящие уроки литературы со всеми их задачами (и познавательными, и воспитательными, и эстетическими). Но они имеют и свои особенности. Учитель может, не ограничиваясь рамками программы, глубже раскрыть тему, взяв несколько произведений, связанных одной проблемой. Свободные высказывания ребят по самостоятельно прочитанным произведениям стимулируют интерес к чтению. Уроки внеклассного чтения помогают вырабатывать навыки анализа художественного произведения, воспитывают сознательного читателя. Эти уроки требуют от учителя особой целеустремлённости и методического мастерства. Искусство учителя состоит в том, чтобы исподволь направлять интерес учащихся к художественным произведениям, стимулировать чтение — размышление о прочитанном, через которое происходит нравственное и духовное становление учащихся, расширяется круг их чтения.
Уроки внеклассного чтения остаются по-прежнему одним из самых трудных участков в работе словесника: во-первых, нелегко определить тему и отобрать книги для беседы; во-вторых, не всегда просто организовать чтение нужных книг всеми учениками класса к определённому сроку; наконец, труднее всего построить урок методически правильно и интересно.
Проблема первая — отбор материала. Книг для детей выпускается и переиздаётся множество. Поэтому необходимо продуманная программа выбора литературы.
Цель уроков внеклассного чтения.
- Помочь ориентироваться в выборе значимых, подлинно художественных произведений; научить находить в безбрежном книжном море книги интересные, познавательные, передающие духовный опыт человечества.
- Воспитывать на примере художественной литературы нравственную личность; ребятам всё-таки нужно в жизни и что-то такое, что материальным аршином не измерить. Молодость — пора естественного идеализма. Нехватка идеалов мстит за себя сильнее, чем нехватка вещей. Иначе идеалами становятся сила, деньги, жестокость, равнодушие.
- Воспитывать читателя, человека, любящего книгу, посвящающего свободное время чтению.
- Научить умению отбирать книгу в библиотеке, пользоваться каталогом, приобретать любимые книги для домашней библиотеки.
На основе учёта читательских интересов и актуальных воспитательных задач осуществляются отбор и рекомендация литературы для внеклассного чтения.
Примерная тематика книг по внеклассному чтению такова:
- Русская литература XIX века. Богатство и разнообразие русской классической литературы не ограничивается рамками учебной программы. Количество часов по литературе не позволяет охватить всего многообразия великого наследия русских писателей, поэтому внеклассное чтение дополняет знания учащихся о русской классике.
- Зарубежная литература. «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Дон Кихот» Сервантеса, «Маугли» Киплинга, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна и другие произведения отображают философию целых эпох, воспринимаются детьми как книги о приключениях и чудесах. В этом поразительная жизнь знаменитых книг.
- Родная природа в изображении русских писателей. В 1977 году даже ЮНЕСКО провозгласило специальное «Заявление», которое называлось «Какие книги нужны детям?». В нём есть и такие слова: «Детям нужны книги, которые вызывали бы озабоченность за землю, нашу маленькую планету, на которой мы все живём». И сегодня, спустя десятилетия, эти слова не потеряли своей актуальности. Книги о родной природе воспитывают бережное отношение к окружающему миру, умение «всмотреться» и «вслушаться» во «всю прелесть застенчивой русской природы», почувствовать себя частицей окружающего мира.
- Тема Великой Отечественной войны. Она связана с современностью своей направленностью против новых военных угроз. Война смотрит на нас с экранов телевизоров и со страниц газет, с чёрных рамок с фотографиями безусых мальчишек. Пройдет время, и напишут новые книги о новых войнах, справедливых и несправедливых, но книги о Великой Отечественной войне играли и играют свою роль в патриотическом воспитании всех послевоенных поколений. Они учат мужеству, ненависти к боли и страданиям человеческим, учат понимать, что война и человек несовместимы.
«Я никогда не думал о прошедшем, о минувшем, как об утраченном времени, — писал Юрий Бондарев. — То, что было с нами в прошлом, происходит с кем-то из нас в настоящем и будет происходить в будущем… Стало быть, время никогда не утрачивается». - Книги о подростках и юношестве. Исследование нравственного опыта своего поколения, характера и поведения сегодняшней молодёжи с её поисками, свершениями, удачами и неудачами, стремление жить по совести, способствует духовному самоопределению личности молодого человека.
- Приключения и фантастика. Острый сюжет, динамика повествования, живой и увлекательный мир необычных обстоятельств, в который попадают люди настоящего и далёкого будущего, увлекают юного читателя, будят его воображение и фантазию, заставляют размышлять о прошлом, настоящем и будущем человечества.
4
Как же конкретно реализуется программа внеклассного чтения на уроках? В конце учебного года учащимся даётся список художественной литературы, рассчитанный на прочтение данных книг в течение летних каникул и последующего учебного года. В зависимости от уровня читательской подготовки, времени, интереса, желания учащиеся подбирают и прочитывают часть книг по данному списку. В начале учебного года им даётся учителем список художественной литературы по одной из вышеназванных тем и определяется срок подготовки к уроку внеклассного чтения — один-полтора месяца. Задача учащихся — найти нужную литературу, прочитать.
Форма отчёта о прочитанном — урок внеклассного чтения и дневники читателей. Формы проведения уроков внеклассного чтения разнообразны.
Формы проведения уроков внеклассного чтения:
- Урок — игра «Что? Где? Когда?» по одному или нескольким произведениям.
- Урок — беседа по прочитанному.
- Урок — конференция по определённой теме с использованием заранее подготовленных сообщений.
- Урок — беседа об одном из писателей и его творчестве.
- Урок — иллюстрация с использованием рисунков и инсценировок.
- Урок — сочинение-размышление о прочитанном произведении.
- Урок – компьютерная презентация прочитанных произведений.
- Урок – просмотр кинофильма, экранизации прочитанной книги.
- Внеклассное мероприятие. Например, открытие Недели русского языка и литературы, конкурс творческих работ, игра-соревнование на лучшее знание произведения и др.
Другая форма отчета — дневник читателя — представляет собой тетрадь, в которой по определённому плану записываются отзывы о прочитанных художественных произведениях. Страницы тетради учащиеся по своему желанию могут украсить минирисунками — иллюстрациями. Отзыв не должен представлять собой сочинение, должен быть небольшим по объёму (обычно занимает 1-1.5 страницы); записывается отзыв по следующему плану:
План отзыва:
- Какова тема произведения?
- Где и когда происходят изображённые в нём события?
- Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Кто из героев наиболее понравился и почему?
- Над какими вопросами заставила задуматься книга?
План отзыва записан на последней странице тетради. Дневники читателей проверяются и оцениваются учителем сразу после урока внеклассного чтения, после чего учащимся даётся следующий список литературы.
Требования к дневнику читателя:
- аккуратность оформления работы;
- краткость и глубина содержания написанного;
- количество прочитанного (но главное внимание уделяется не количеству, а качеству).
Ведение дневников читателя предполагает вдумчивое вхождение учащихся в мир писателя или поэта; ученик получает возможность поделиться своими впечатлениями, дать мотивированную оценку прочитанному, способствует развитию письменной речи, воспитывает обязательность.
Конечно, уровень развития детей даже в одном классе различный. Есть дети, с детства привыкшие к книге как необходимому спутнику жизни, много и легко читающие (таких немного), есть — читающие «из-под палки», есть (и большинство) такие, для которых книга (кроме необходимых в школе) просто не существует.
Поэтому данная программа рассчитана всё же на «среднего» читателя.
5
Уроки внеклассного чтения, кроме всего вышесказанного, готовят ученика к восприятию литературы по программе 9-11 класса, где для получения наиболее полного литературного образования нельзя обойтись только учебником, хрестоматией, а необходимо использовать все знания, умения и навыки, приобретённые во время работы над самостоятельным (внеклассным) чтением.
Исходя из опыта работы по данной системе уроков внеклассного чтения, можно утверждать, что для многих учащихся книга становится добрым спутником в жизни, а это значит, что уроки внеклассного чтения сыграли свою роль, следовательно, должны занимать важное место в школьном литературном образовании, ибо «книга делает человека духовно богаче, добрее, мудрее».
6
Далее предлагается список книг по внеклассному чтению для учащихся 5-8 классов, который можно по необходимости дополнить или частично заменить другими художественными произведениями. Также представляю варианты проведения уроков внеклассного чтения.