Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли.
В. Распутин
Повесть Валентина Распутина «Последний срок» стоит в ряду таких произведений писателя, как «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Живи и помни». Написана она в 1970 году, но не потеряла своей актуальности, потому что в ней автор решает общечеловеческие проблемы, а всё, что связано со взаимоотношениями людей, их душами, взаимодействием человека с окружающим миром, вечно, так как меняются эпохи, правители, образ жизни, но всегда неизменным остаётся человек и земля, взрастившая его.
Обычная жизнь разворачивается перед читателями на страницах повести. Сюжет произведения кажется простым: на пороге смерти старая мать, и дети её собираются в родном доме. «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти» — это начало первой главы. «Ночью старуха умерла» — так заканчивается последняя. Между этими фразами не только одиннадцать глав авторского повествования, но и целая человеческая жизнь.
Старуха Анна – это центральный образ произведения, вокруг которого группируются все остальные. Она прожила свою жизнь достойно: сберегла дом, вырастила детей, не знала безделья – всю жизнь трудилась не покладая рук. Она – мать. Все самые дорогие святыни в жизни названы и освящены именем матери. Среди них Родина-мать, мать-земля, Волга-матушка. Отношением к матери проверяется на прочность, на совесть человек. Она – дерево, ветви которого – дети. Отруби их – дереву будет очень больно, а обрубленные ветви засохнут. Как покинувшие гнездо выросшие птенцы, слетаются дети исполнить свой последний долг перед матерью: увидеть её ещё раз живой, получить благословение, а затем проводить в последний путь, оплакать. Как уже говорилось выше, они, дети, ветви одного дерева. Но какие же все разные!
Рано постаревшая, обременённая постоянными хлопотами о доме, о детях Варвара; «городская» Люся, знавшая в жизни только одну заботу – о себе; сын Илья, тоже городской житель, давно отвыкший от крестьянской работы; и, наконец, младший – Михаил, в доме которого живёт старуха-мать. Но среди них нет той, кого больше всех ждёт Анна – младшей, Таньчоры. Она не появляется на страницах повести как действующее лицо, о ней говорят другие герои.
Жизнь и смерть всегда рядом. Взрослея, человек смиряется с неизбежностью смерти, можно сказать, что даже привыкает к мысли о ней. Это глубоко прослеживается в повести. Ночью в кухне шьёт себе чёрное траурное платье из заранее купленной материи Люся. Учится оплакивать, «обвывать» родную покойницу Варвара, и учит её этому мать, чтобы всё было как у людей. Пьют приготовленную для похорон водку Илья с Михаилом. А старуха всё жива. Писатель хорошо понимает душу матери. Приезд детей вдохнул в угасающее тело и разум жизнь. Сначала Анна открывает глаза, начинает разговаривать, затем съедает немного каши, потом садится на постели. У неё даже хватает сил выбраться на крыльцо. Наступило утро, и старуха походила на свечку, которую вынесли на солнце, где она никому не нужна. Одним словом, жизнь вернулась в её уставшее тело, но ненадолго. Когда дети, не дождавшись смерти матери, разъехались, когда пропала последняя надежда увидеть Таньчору, старуха умерла.
Вопросы нравственности глубоко волнуют Распутина. На меня произвёл большое впечатление эпизод повести, в котором рассказывается о разговоре Люси и Михаила. Сестра обвиняет брата в том, что мать спит на грязной простыне, что, будучи пьяным, он смеет упрекать мать, говорить ей горькие слова. Михаил, защищаясь, предлагает Люсе или Варваре забрать мать к себе хотя бы на время, даже корову готов отдать в придачу. Но нет на это охотников. Кто же из них прав? Я на стороне Михаила. Он и его жена Надя как умеют ухаживают за старухой-матерью, Нина, их маленькая дочь, согревает бабушку теплом своего худенького тельца, скрашивает ей часы одиночества. Они – одна семья, а в семье всё бывает: и ссоры, и радости. Старые родители часто становятся в тягость своим детям. Валентин Распутин заставляет читателей задуматься о судьбе их родителей и отношении к ним.
В своём произведении автор уделяет внимание всем героям: и главным, и второстепенным. О каждом из них можно написать отдельную повесть, но они (эти повести) уже будут иметь другие названия.
В книгах Распутина рядом с героями и во взаимодействии с ними всегда живёт природа. Вспоминают о своём детстве дети старухи: как радовали их грибы и ягоды в лесу, сколько душистой травы было на острове с ласковым названием – Лиственничек. Автор знакомит читателя с извечной крестьянской работой на лоне природы, когда «от солнца, от леса, пьянящих запахов, исходивших от ожившей земли, в одинаковое для молодых и немолодых ребячье возбуждение приходила душа». Родная природа согревает и оживляет человека. Даже Люся, уже не считавшая себя «крестьянкой», побродив по знакомым с детства местам, испытывает чувство вины перед матерью-землёй.
Несомненно, что только человек, впитавший в себя родину, имеющий глубокие корни, связывающие его с природой, с людьми, мог написать такие произведения, какие создал Валентин Распутин.
«Последний срок» О чём говорит это название? Может быть, последний срок – это время, отпущенное старухе Анне для прощания с детьми. А может быть, это срок, данный её детям, чтобы они ещё раз попытались осмыслить свою жизнь, выверить её, признать ошибки, подвести какие-то итоги. Есть и другой вариант. Последний срок даётся таким, как Таньчора. Автор не называет причины, по которой она не приехала к умирающей матери, но долг каждого сына или дочери – проводить в последний путь мать и отца.
В. Распутин – мудрый писатель, и я думаю, что его повесть «Последний срок» никого не оставит равнодушным, заставить задуматься о себе, о своём отношении к родной земле, к близким людям.