ОГЭ. Задание 9. Обособленные члены.

Среди предложений №№ … найдите предложение (я) с обособленным (необособленным) определением (приложением, дополнением, обстоятельством), с обособленным уточняющим членом предложения.

Обособленными называются такие члены предложения, которые выделяются в предложении по смыслу, интонационно и знаками препинания (запятыми, реже – тире).

Уточняющие члены предложения служат для конкретизации значений других членов предложения, выделяются интонационно и на письме — запятыми.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и
отвечает на вопросы какой? чей? Согласованные: автобусный маршрут (маршрут какой? автобусный). Несогласованные: маршрут автобуса (маршрут какой? автобуса).

Приложение – определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Обозначает различные качества предмета (чайки-рыболовы), указывает на возраст, национальность, профессию и другие признаки. Приложения – это названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий и т.п.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обычно зависит от сказуемого. Отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др.

Помни

Обособить – значит, отделить от других членов предложения, выделить знаками препинания.

1. Чаще всего обосабливаются определения, выраженные причастными оборотами, обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

2. Приложения «прикладываются» к какому-либо слову, конкретизируя его.

3. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени.

4. Обособленные уточняющие члены уточняют уже имеющиеся в предложении слова.

Как подготовиться к выполнению данного задания.

1. Повтори, какие члены предложения называются обособленными.
2. Поработай с таблицей обособленных членов предложения.
3. Выполни тестовые тренировочные задания в пособии по подготовке к итоговой аттестации, проверь правильность выполнения.
4. Выполни данное задание во всех вариантах теста в данном пособии, проверь правильность выполнения.

Порядок выполнения задания (обособленные определения, обстоятельства).

1 вариант

1. Внимательно прочитай предложенное (ые) предложение (я).
2. Найди определения, обстоятельства, которые выделены знаками препинания.
3. Проверь, на какой вопрос они отвечают, чем выражены.
4. Ответь на вопрос задания в тесте.

Разбор задания.

Среди предложений №№… найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(1) Девушка взяла ножницы и вышла в сад. (2) Она подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить цветок.
(3) — Ах, какая гадость! – вскрикнула она. (4) Схватив ветку, она сильно тряхнула её: жаба свалилась на землю и шлёпнулась брюхом. (5) Девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату.

В 1-ом предложении нет обособленных членов.
2-ое предложение сложное, перед союзным словом когда стоит запятая.
3-е предложение с прямой речью. Ах – междометие.

В 4-ом предложении есть деепричастный оборот схватив ветку, выделен запятой, в предложении является обособленным обстоятельством.

Следовательно, ответ — № 4.

2 вариант

1. Внимательно прочитай предложения.
2. Объясни знаки препинания в каждом предложении.
3. Объясняя знаки, найди обособленные члены.

Разбор задания.

Среди предложений №№… найдите предложение с обособленным определением.

(1) К вечеру Сергей Тимофеевич почувствовал себя плохо и, придя домой, не раздеваясь лёг в постель. (2) Через несколько дней в доме появился доктор. (3) Он долго выслушивал и выстукивал Парфёнова.
(4) – Ума не приложу, что мне с вами делать. (5) Сердечная мышца хорошая, давление в норме.
(6) Вдруг внимательный взгляд доктора остановился на часах, безмолвно лежавших на тумбочке.

В 1-ом предложении запятыми выделен оборот придя домой. Что делая? – придя – это деепричастие. Придя (куда?) домой – деепричастие с зависимым словом, т. е. деепричастный оборот, в предложении является обособленным обстоятельством.

Во 2-ом предложении обособленных членов нет.

В 3-ем предложении – нет.

4-ое и 5-ое предложения сложные, поэтому стоят запятые.

В 6-ом предложении есть причастие лежавших, причастный оборот – безмолвно лежавших на тумбочке. На часах (каких?) безмолвно лежавших на тумбочке. Причастный оборот стоит после зависимого слова, выделяется запятой, в предложении является обособленным определением.

Порядок выполнения задания (обособленные приложения).

1. Внимательно прочитай предложенные предложения.

2. Объясни знаки препинания в каждом предложении.

3. Найди слова или словосочетания, которые «прикладываются» к какому-либо слову, объясняя, дополняя, конкретизируя его, выделяются знаками препинания.

4. Чаще всего приложения выделяются тире.

Разбор задания.

Среди предложений №№… найдите предложение с обособленным приложением.

(1) Шикарная жизнь, бушующая по соседству, сметает не только моральные нормы, но и обычный здравый смысл. (2) Где добро, где зло, где разумный риск, где откровенная дурь – пойди разбери. (3) В моду вошли небывалые прежде профессии: дилер, брокер, маклер, риэлтер, банкир. (4) Всех этих специалистов объединило одно, но важное – высокий заработок.

В 1-ом предложении выделяется запятыми обособленное определение, выраженное причастным оборотом бушующая по соседству. Запятая стоит между однородными членами: нормы, смысл, между ними союз не только …, но и.

2-ое предложение сложное. Где добро, где зло, где разумный риск, где откровенная дурь – однородные придаточные. Пойди разбери – главное предложение.

3-е предложение с обобщающим словом профессии и однородными членами: дилер, маклер, риэлтер, банкир.

В 4-ом предложении запятая перед союзом но, с помощью тире выделено приложение высокий заработок. Прилагается к слову важное.

Следовательно, ответ — № 4.

Порядок выполнения задания (обособленные уточняющие члены предложения).

1. Внимательно прочитай предложенные предложения.
2. Объясни знаки препинания в каждом предложении.
3. Найди слова или словосочетания, которые выделены запятыми.
4. Проверь, уточняют ли они предыдущие члены предложения.

009 ОГЭ. Задание 9. Обособленные члены. Разбор задания

Открыть таблицу в новом окне

ОГЭ. Задание 9. Обособленные члены. Таблица (общая)_Часть1

Открыть таблицу в новом окне

ОГЭ. Задание 9. Обособленные члены. Таблица (общая)_Часть2

Вернуться на страницу «Подготовка к ОГЭ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *