Из предложений № ….. выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание).
Или: замените словосочетание ….. (предложение №), построенное на основе связи согласование (управление, примыкание), словосочетанием с другой связью.
Выполнение данного задания требует знания типов подчинительных и сочинительных словосочетаний (см. таблицу), умения их различать, находить главные и зависимые слова, правильно задавать вопросы к зависимым словам.
Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически.
Словосочетания бывают подчинительные и сочинительные.
Сочинительные: слова, включённые в словосочетание, находятся в равных отношениях, не подчиняются друг другу. Например: подлежащее и сказуемое (я пришёл), однородные члены предложения (красный и розовый, пришёл и увидел).
Подчинительные словосочетания состоят из главного и зависимого слова.
Способы связи в подчинительных словосочетаниях.
1. Согласование – такая связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.
2. Управление – такая связь, при которой зависимое слово ставится в том падеже, в котором требует основное слово.
3. Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово связано с основным только по смыслу.
Подчинительная связь
Сочинительная связь
1. подлежащее = сказуемое
2. однородные члены
Как подготовиться к выполнению данного задания.
1. Ознакомься с таблицей способов связи в словосочетаниях.
2. Выполни задания на листе 3.
3. Выполни тестовые тренировочные задания в пособии по подготовке к итоговой аттестации, проверь правильность выполнения.
4. Выполни данное задание во всех вариантах теста в данном пособии, проверь правильность выполнения.
Помни!
1. В предложении к членам предложения мы задаём смысловые вопросы.
Например. Красивая ваза из стекла была расписана белыми цветами. Ваза (какая?) из стекла – из стекла в предложении является определением, отвечает на вопрос какая?
При определении способа связи задаём только падежные вопросы. Ваза (из чего?) из стекла.
Следовательно, способ связи – управление.
2. Особенно осторожным нужно быть с обстоятельствами места и времени, выраженными существительными. Мы собирали грибы в лесу. Собирали (где?) в лесу.
Однако, это не примыкание, а управление, потому что зависимое слово – существительное, к нему задаём падежный вопрос. Собирали (в чём?) в лесу.
3. Важно правильно найти главное слово, от которого задаём вопрос. Определяя способы связи слов в предложении, сначала задаём вопросы к зависимым словам от подлежащего, затем от сказуемого.
Например: И вдруг из-за дальних кустов донёсся до меня призывный сигнал сбора серых куропаток.
Сигнал (какой?) призывный – согласование.
Сигнал (чего?) сбора – управление.
Сбора (кого?) куропаток – управление.
Куропаток (каких?) серых – согласование.
Донёсся (до кого?) до меня – управление.
Донёсся (как?) вдруг – примыкание.
Донёсся (откуда? из-за чего?) – из-за кустов – управление.
Из-за кустов (каких?) дальних – согласование.
4.Зависимое слово можно убрать из словосочетания или предложения без потери основного смысла.
Здание из стекла. Мы увидели здание из стекла. Мы увидели здание. Зависимое слово – из стекла.
Порядок выполнения задания.
Заменить словосочетание с одним способом связи на другой.
1. Найди в словосочетании главное и зависимое слово.
2. От главного слова задай вопрос, на который отвечает зависимое слово в словосочетании с требуемым способом связи.
3. Образуй новое словосочетание.
Разбор задания
Замените словосочетание береговой откос, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Ваши действия.
1. Находим главное слово – откос.
2. Задаём от главного слова падежный вопрос: откос чего? берега.
3. Откос берега — управление.
Словосочетание 1. Практикум. Ответы