Итоговое сочинение по литературе
Месть и великодушие – это два противоположных понятия. Месть – это намеренное причинение зла за обиду, унижение, поруганную честь. Отомстить обидчику или простить его, отдать на суд Божий – это зависит от человека.
Я думаю, что месть выжигает душу, опустошает её, но в то же время, наверное, есть такие вещи, которые прощать нельзя. Да, очень трудно быть снисходительным к ошибкам и слабостям других людей, ещё труднее проявлять великодушие по отношению к подлым поступкам. Наверное, нельзя, говоря о мести и великодушии, ограничиваться какими-то правилами, мерить всех одной меркой, потому что каждый поступок человека зависит от времени, жизненной ситуации, характера и душевных качеств того, кто его совершает, то есть строго индивидуален.
Конечно, вечные вопросы мести и великодушия нашли отражение и в художественной литературе.
В повести А. С. Пушкина «Дубровский» говорится о мести. Мстит богатый барин Троекуров помещику Дубровскому, которого называл своим другом. Разоряет его, неправедными путями отнимает у него имение. За что? За гордость, за то, что тот не склоняет головы перед Троекуровым, за то, что смеет иметь своё мнение этот полунищий дворянин. Это месть богатого человека, которому всё дозволено. Ведь и в современной жизни таких много. Но на этом мотив мести в повести не закончен. Молодой Дубровский теперь мстит за своего отца. Он понимает, что не найдёт правды в том мире, в котором живёт, и выбирает другой путь. Становится главарём разбойников, грабит богатых, хитростью проникает в дом Троекурова. И только любовь к дочери Кирилы Петровича Маше останавливает его, не даёт наказать виновника смерти его отца. Читая повесть, мы возмущаемся поступками Троекурова, переживаем за Владимира Дубровского, вместе с ним желаем наказания его обидчикам. Называется ли такая месть праведной? И бывает ли такая? Об этом заставляет задуматься Пушкин.
Можно ли говорить о великодушии кого-либо из героев этой повести? Троекуров, отобрав имение у старого друга, не торжествует, «победа не радовала его сердце». Он даже решился помириться с соседом, вернуть ему отобранное. Что было причиной этих благих намерений? Великодушие ли? Нет. Просто, как говорит автор, «совесть его роптала», грехи мучили. Другой герой, молодой Дубровский, грабит только богатых, помогает обиженным. Но я думаю, что это тоже не из великодушия, просто честь не позволяет ему поступать иначе.
Одно из произведений в книге А.С. Пушкина «Повести Белкина» называется «Выстрел». В нём тоже говорится о мести. Когда-то, ещё в гусарском полку, Сильвио, главный герой повествования, сам оскорбил молодого офицера, графа, только за то, что тот был баловнем судьбы, красивее, богаче, успешнее его. Сильвио не стал убивать противника на дуэли, потому что увидел, что тот не дорожит своей жизнью, не боится смерти, и отложил свой выстрел. Шесть лет он жил ожиданием мести. Дуэль продолжилась уже в богатом доме молодого графа, у которого была красавица жена. Сильвио не стал стрелять в хозяина дома. Но это не было великодушием. Это тоже было местью. «Будешь меня помнить», — сказал Сильвио, выстрелив в картину, висящую на стене. Что нужно было ему? Дать почувствовать свое превосходство над противником, стать выше его в нравственном отношении – заставить вновь стрелять в себя. Эту моральную победу он одержал и вполне удовлетворён. «Предаю тебя твоей совести», — сказал Сильвио, перед тем как навсегда исчезнуть из этого дома.
Я думаю, что такой человек, как Сильвио, не способен забывать и прощать обиды, стать выше своего самолюбия, а таким людям живётся очень непросто.
В заключение хотелось бы сказать, что вопросы мести и великодушия – это вечные вопросы человеческого бытия и их нельзя решать однозначно.