Итоговое сочинение по литературе
Я – человек, а человек – это часть общества. Он существует среди себе подобных, связан с ними тысячами незримых нитей: личных и социальных. Поэтому нельзя жить и не зависеть от тех, кто живёт с тобою рядом. С самого рождения мы становимся частью окружающего нас мира людей. Подрастая, задумываемся о своём месте в нём.
В разных отношениях может быть человек с другими людьми: ставить своё «я» выше всех остальных или с пониманием и добротой относиться к окружающим, находиться с ними в противостоянии или быть сильной личностью и вести за собой остальных. Всех вариантов не перечислить. Сколько людей, столько и невидимых нитей, связывающих их друг с другом. Вопросы взаимоотношений одного человека с другими всегда интересовали писателей и поэтов, поэтому нашли отражение в художественной литературе.
Обратимся к примерам.
Вспомним комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий противопоставлен членам фамусовского общества. У них разные жизненные принципы и идеалы. Чацкий готов служить на благо Родины, но не желает прислуживаться («Служить бы рад, прислуживаться тошно.»), искать тёплого местечка, заботиться только о карьере и доходах. А для таких, как Фамусов, Скалозуб и им подобных, служба – это возможность карьеры, повышения доходов, тесных связей с нужными людьми. В своём монологе «А судьи кто?» Чацкий резко отзывается о крепостничестве и крепостниках, которые не считают простой народ людьми, продают, покупают и обменивают своих рабов. Именно такими крепостниками являются члены фамусовского общества. Также герой пьесы непримиримо относится к поклонению всему иностранному, которое так распространено было в то время в России, к «французикам из Бордо», к увлечению французским языком в ущерб русскому. Чацкий – защитник просвещения, потому что он считает, что книги, учение приносят только пользу. А люди из общества Фамусова готовы «собрать все книги бы да сжечь». Герой Грибоедова не находит понимания в мире фамусовых, скалозубов и молчалиных. Он другой. Пытается сразиться с ветряными мельницами, но получает только «горе от ума». Почему? Потому что Чацкий одинок и пока не в силах противостоять законам, по котором живут окружающие.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тоже говорится о человеке, для которого своё «я» на первом месте. В повести «Княжна Мери» автор рассказывает о Печорине и «водяном обществе». За что же так не любят Печорина окружающие? Он умён, образован, очень хорошо разбирается в людях, видит их достоинства и недостатки и умеет играть на этом. Печорин – «белая ворона» среди других. Люди не любят тех, кто во многом лучше их, сложнее, непонятнее. Конфликт Печорина с «водяным обществом» заканчивается дуэлью нашего героя с Грушницким и смертью последнего. Чем же виноват бедный Грушницкий? Только тем, что он пошёл на поводу у своих приятелей, согласился на подлость. А что же Печорин? Ни любовь княжны, ни победа над членами «водяного общества» не сделали его счастливее. Он не может найти своего места в жизни, у него нет цели, ради которой стоит жить, поэтому он всегда будет чужим в окружающем его мире.
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» также говорится о взаимоотношениях человека и тех людей, среди которых он живёт. Главная героиня произведения, Катерина, попадает после замужества в «тёмное царство», где властвуют такие, как Кабаниха и Дикой. Именно они устанавливают здесь свои законы. Ханжество, лицемерие, власть силы и денег – вот чему они поклоняются. Ничего живого нет в их мире. И Катерине, которую Добролюбов называет «лучом света в тёмном царстве», тесно и тяжело здесь. Она как птица в клетке. Её свободная и чистая душа рвётся на волю. Героиня пытается бороться с тёмным миром: ищет поддержки у мужа, пытается найти спасение в любви к Борису, но всё напрасно. Рассказывая о гибели Катерины, писатель подчёркивает, что она не смогла противостоять окружающему миру, но, как писал Добролюбов, на миг осветила «тёмное царство», расшатала его устои, пробудила протест против него даже в таких людях, как Тихон. И в этом заслуга такой личности, как Катерина.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Ларре. Ларра – это сын женщины и орла. Гордый, сильный и смелый. Когда он пришёл в «могучее племя людей», откуда была родом его мать, то вёл себя как равный даже среди старейшин племени, сказал, что будет поступать так, как хочет. И люди увидели, что он считает себя первым на земле, и придумали для него самую страшную казнь. «Наказание ему – в нём самом», — сказали они, дали ему свободу, то есть освободили (отгородили) от всех. Оказалось, что это самое страшное для человека – быть вне людей. «Вот так был поражён человек за гордость», — говорит старуха Изергиль. Автор хочет сказать, что нужно считаться с другими людьми и уважать их законы.
В заключение хотелось бы отметить, что данная тема заставила меня задуматься о том, какое место занимаю я среди людей, рядом с которыми живу. Размышления привели меня к мысли, что только вера в добро, любовь к людям, к родной природе помогут жить в гармонии с самим собой, с окружающим миром.
Здравствуйте! Рада ,что нашла Ваш сайт. Порекомендую его своим ученикам. потому что слишком сложно подготовиться к сочинению по литературе. Никто не учитывает. что было три года дистанта, что больше внимания на уроках уделяем подготовке к ЕГЭ в ущерб урокам литературы,что в 10 класс идут сейчас очень слабые , нечитающие дети. Поэтому большое спасибо за помощь!