Иван Бунин. «Тёмные аллеи».
Форма урока: слово учителя, беседа по содержанию с элементами комментированного чтения.
Материал для учителя:
Цикл рассказов «Тёмные аллеи» Бунин писал с 1937 по 1944 год. Многие рассказы, как и первое собрание их, печатались в США. Сам Бунин считал это произведение своим высшим достижением.
Рассказы этого цикла вымышлены. Повествование во всех или почти во всех ведётся в прошедшем времени.
Сближает их мотив воспоминаний о молодости и Родине.
В рассказах можно отметить удивительное разнообразие по существу одного и того же явления – любви. Бунин пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Именно поэтому прошлое, осенённое юными, сильными чувствами, рисуется поистине звёздным часом, сливается с запахами, звуками, красками природы. Любовь воспринимается частью большого гармонического мира. Всё, что не касается её, сведено в рассказах к минимуму, нередко герои безымянны, лишены «биографии». Зато неповторимы реалии их встреч, переживаний, впечатлений. Они настолько выразительны, что кажется, что автор воспроизвёл чьи-то известные ему истории.
Автор не умалчивает о самых сильных телесных наслаждениях. Они прекрасны, поэтичны, когда рождены любовью, чистой и естественной страстью. Иногда Бунин подчёркивает случайность, даже порой легкомысленность объятий, вызванных жарким чувственным порывом. Но если такой порыв приводит к глубокому волнению, нежности, восхищению, то неминуемо завершается «любовью, что остаётся где-то в сердце на всю жизнь».
Неоднократно писали о трагичности взглядов Бунина, соединившего любовь и смерть. Вот как он сам объяснил этот мотив: «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни …, я был близок к самоубийству.»
(Сравнить с поэмой М. Горького «Девушка и смерть».)
Внимание писателя в «Тёмных аллеях» приковано к вечному чувству любви.
(По книге Л. А. Смирновой «И. А. Бунин. Жизнь и творчество.»)
Рассказ «Натали».
Это характерное для «Тёмных аллей» произведение. Монолог молодого человека, мысленно заново переживающего «то» лето. История любви студента первого курса Мещерского к юной красавице Натали Сенкевич.
Память доносит необычное, непонятное в прошлом и помогает осознать это.
Мещерский сам не хотел «нарушать свою чистоту, искать любви без романтики», а Натали непорочна, обладает гордой и непорочной душой. Они сразу полюбили друг друга. А рассказ – об их разрыве и долгом одиночестве.
Внешняя причина одна – неожиданно проснувшееся влечение молодого человека к телесным прелестям его двоюродной сестры Сони.
«… как мне теперь жить в этой двойственности – в тайных свиданиях с Соней и рядом с Натали, одна мысль о которой уже охватывает меня таким чистым любовным восторгом», — думает герой.
Почему происходит сближение с Соней?
Внешние причины – общее среди молодёжи стремление к ранней чувственности, преждевременная женская зрелость девушки, её смелый и вольный нрав. Но главное – Мещерский сам не может оторваться от жарких объятий, его память хранит опьянение этих встреч. Он не может выбрать что-то одно. «За что так наказал меня бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней», — думает герой.
Какая любовь сильнее?
Лишь время покажет бедность и обманчивость чисто физической близости (что в юности часто принимают за настоящую любовь). Через шесть дней Мещерский забыл своё чувственное наваждение (через пять дней после разлуки с Соней), а многолетняя разлука с Натали лишь разожгла неутолённое высокое чувство, подарив обоим подлинное, хотя тайное и короткое, супружество.
Впервые у Бунина человек преодолевает несовершенство своего сознания, ощущает неудовлетворение от чисто плотских наслаждений. Но подобный опыт единичен, в массе побеждают другие чувства, видимо, поэтому автор и завершает рассказ смертью Натали.
В цикле рассказов «Тёмные аллеи» Бунин вовсе не рассказывает любовные истории, а создает мозаичную картину, которая помогает воссоздать общее состояние мира.
Мир катастрофичен, п. ч. реально разрушаются духовные ценности, происходит их замещение скороспелыми и легкомысленными удовольствиями. В такой атмосфере гибнет не только душа, но и унижаются данные человеку природой прекрасные чувства.