Итоговое сочинение по литературе
«Рукописи не горят» — это слова героя романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». О чём они? О произведениях художественной литературы, которые не подлежат забвению несмотря ни на что. История сохранила имена тех, кто подвергался гонениям со стороны властей, кто «писал в стол», потому что не мог не писать, чьи произведения не печатали при жизни автора. И в нашей стране было много таких писателей и поэтов.
Обратимся к примерам.
Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков начал писать зимой 1928-1929 года, заканчивал в 1940 году, за три недели до смерти. А впервые произведение было напечатано в 1967-1968 годах в журнале «Москва». Конечно, журнального варианта было недостаточно для читающей публики. Роман появился в «Самиздате», то есть его перепечатывали на пишущей машинке, переписывали от руки, переплетали, передавали друг другу, как величайшую драгоценность. Часто давали на руки только на ночь, чтобы на следующий день передать другому. Но великие книги не подлежат забвению. Пришло время, когда произведения Булгакова появились на прилавках книжных магазинов, стали доступны всем, вошли в школьную программу. И поныне роман «Мастер и Маргарита» остаётся одним из самых читаемых. «Рукописи не горят!»
Михаил Зощенко – это писатель, о котором говорили, что он «имел несчастье родиться сатириком». Был из тех, кто пытался сделать искусство независимым от политики. И поплатился за это. В 1946 году власти назвали его публично «подонком» и «подлецом». Потому, что его рассказы – это «истории болезней общества». Он не пел дифирамбы советской власти, а просто описывал жизнь во всех её реальных проявлениях. Например, писал о мещанах («Богатая жизнь», «Гримаса нэпа»), о невеждах («Медик»), о поклонении всему иностранному («Качество продукции»), о жадности, воровстве и о многом другом. После доклада Жданова в 1946 году произведения Зощенко перестали печатать. И только через 30-40 лет они дошли до широкого читателя. Творчество этого замечательного писателя не подлежит забвению, потому что немыслимо представить русскую литературы без него.
Лучшие произведения художественной литературы всегда современны. Сколько бы ни прошло времени, нас по-прежнему будут интересовать судьбы Татьяны Лариной и Евгения Онегина, Наташи Ростовой и Андрея Болконского, Печорина и Раскольникова. Мы будем читать стихи Есенина и Маяковского, Пастернака и Бродского. Этот ряд бесконечен. Потому, что русская и зарубежная классика забвению не подлежат.