Итоговое сочинение по литературе
Высшая степень творческой деятельности человека – это искусство. Музыка, театр, архитектура, литература и многое другое – это его виды. Настоящие произведения искусства вечно восхищают нас своим совершенством, неповторимостью.
Я думаю, что в них сохраняется и живёт душа автора и что они никогда не устареют, не потеряют своей ценности. Ремесло же – это умение очень хорошо что-то делать, быть мастером в своей профессии. Ремесленники есть и среди людей искусства, их творения тоже нужны людям, если они принадлежат к высшей степени мастерства и в их создание вложены труд и душа мастера. Таких можно назвать талантливыми. Есть и другие, в которых нет и искры таланта, нет в их деятельности и настоящего творчества. Поэтому их «творения» не вызывают интереса, не останутся в памяти потомков, растворятся во времени.
Вопросы искусства и ремесла, конечно, нашли отражение и в художественной литературе.
Вряд ли найдётся человек, который не слышал о том, как Левша подковал блоху, даже если он не читал произведение Н.С. Лескова «Левша». Автор в этом сказе повествует о том, как английские умельцы преподнесли русскому государю подарок – крошечную блоху, которую можно было завести ключиком, чтобы она танцевала. А русские тульские мастера во главе с Левшой превзошли англичан, сделали невероятное: они сумели подковать эту блоху. Я думаю, что это можно назвать высшей степенью ремесла, мастерства. Такими умельцами, как герой произведения Лескова, славилась Россия. Вспомним хотя бы крепостных крестьян Собакевича из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: каретника Михеева, кирпичника Милушкина, сапожника Телятникова – настоящих мастеров своего дела. Писатели подчёркивают, что среди простых русских людей множество талантливых.
В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже говорится о настоящем искусстве и ремесле. В произведении противопоставлены такие герои: Мастер и писатели и поэты – члены Массолита. Первый — подлинно одарённый литератор, который вложил в свой роман о Понтии Пилате всю душу, весь талант. Другие авторы, описанные в романе, – ремесленники от искусства. Какие-то из них лучше владели своим мастерством, другие – хуже. Поэт Иван Бездомный сам признавался, что пишет плохие стихи; у Рюхина они вообще бездарны. Зато все члены Массолита получали блага от государства: творческие путёвки, квартиры, деньги. Их произведения издавались. Почему? Потому что их создатели писали о том, что угодно властям. Такие авторы поддерживали своими «творениями» существующий строй. А роман Мастера уничтожен в печати критиками, сам писатель попал в сумасшедший дом. Но «рукописи не горят». Булгаков хочет сказать, что настоящие произведения искусства часто подвергаются гонениям власти и толпы, но не умирают и со временем обязательно становятся известными читателю.
В заключение хотелось бы сказать, что не всем людям дано принадлежать к высокому миру искусства. И это закономерно. Но стараться стать хорошим мастером, профессионалом в своей деятельности должен стремиться каждый.