Итоговое сочинение по литературе
Высшая степень творческой деятельности человека – это искусство. Музыка, театр, архитектура, литература и многое другое – это его виды. Настоящие произведения искусства вечно восхищают нас своим совершенством, неповторимостью.
Я думаю, что в них сохраняется и живёт душа автора и что они никогда не устареют, не потеряют своей ценности. Ремесло же – это умение очень хорошо что-то делать, быть мастером в своей профессии. Ремесленники есть и среди людей искусства, их творения тоже нужны людям, если они принадлежат к высшей степени мастерства и в их создание вложены труд и душа мастера. Таких можно назвать талантливыми. Есть и другие, в которых нет и искры таланта, нет в их деятельности и настоящего творчества. Поэтому их «творения» не вызывают интереса, не останутся в памяти потомков, растворятся во времени.
Вопросы искусства и ремесла, конечно, нашли отражение и в художественной литературе.
Одно из произведений в книге Н.В. Гоголя «Петербургские повести» называется «Портрет». Главный герой – живописец Чартков. Трудная его жизнь – долги, голод – изменяется после того, как он купил на последние деньги портрет старика и в раме картины обнаружил тысячу червонцев. После этого Чартков уже ни в чём не нуждался, к тому же стал модным живописцем. Писал портреты богатых людей, приукрашивая их внешность, то есть превратился в ремесленника от искусства. Пришло время, когда художник пожалел о том, что погасил искру своего таланта, погубил лучшие годы своей юности в угоду сытости и мнимой известности. Он осознал это, когда увидел на выставке подлинно талантливые работы своего друга. Чартков стал скупать и уничтожать настоящие произведения искусства, потом сошёл с ума, и наконец жизнь его прервалась. На примере этой истории мы видим, как художник променял истинное творчество на красивую жизнь, которая не сделала его счастливым.
В книге «Записки охотника» И.С. Тургенева есть рассказ «Певцы». Автор повествует о состязании двух певцов: рядчика и Якова Турка. Соревнование проходило в кабаке, но это не мешало слушателям по-настоящему оценить достоинства их пения. Первым пел рядчик, и рассказчик говорит о том, что тот вилял и играл своим голосом, как юлой, выделывал всякие «коленца и завитушки». Словом, показал такое мастерство, что восхитил всех слушателей, которые знали толк в исполнении русских народных песен. Затем пришла очередь Якова Турка. Его голос сначала звучал слабо и неровно, но слушателям становилось сладко и жутко, потому что в нём были и глубокая страсть, и молодость, и какая-то грустная скорбь. Песня Якова, говорит рассказчик, стрелой вонзалась в души людей, а сам певец «отдавался весь своему счастью». Когда замер последний звук его голоса, слушатели сначала молчали в оцепенении и только потом признали его победу. Как и в других рассказах цикла, писатель подчёркивает то, что в русском народе много умелых, талантливых людей.
Я думаю, что пение Якова Турка можно назвать настоящим искусством, потому что в нём есть всё: неотразимый голос, от которого «веяло чем-то родным и необозримо широким», умение передавать все его оттенки, отражённая в нём душа певца, «русская, правдивая, горячая», которая находила отклик в каждом сердце. О рядчике же можно сказать, что это ремесленник от искусства, правда, в совершенстве владеющий своим мастерством.
В заключение хотелось бы сказать, что не всем людям дано принадлежать к высокому миру искусства. И это закономерно. Но стараться стать хорошим мастером, профессионалом в своей деятельности должен стремиться каждый.