А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Цикл уроков. Урок 5.

Образ Ромашова в повести «Поединок».

 

Форма урока: беседа по содержанию с элементами комментированного чтения.

Предварительное задание:

1. Первое время на службе.
2. Мечты и действительность.
3. Вокзал.
4. Чем Ромашов лучше или хуже других офицеров?
5. Любовь в жизни Ромашова.
6. Поединок. Какой дополнительный смысл можно вложить в это слово?

Ход урока.

1. «Какая строгая программа жизни намечалась.» (стр. 234)
«Завтра же с утра засяду за книги…» (стр. 227)
Почему Ромашов не выполнил свою программу?
(Откладывание каких-либо дел на завтра говорит о недостаточно крепкой воле, о неумении ставить цель и добиваться её.)

2. В мечтах Ромашов – блестящий офицер, делает карьеру… (стр. 227)
В конце данного описания – «-Какие, однако, глупости лезут в башку! — … и его голова робко ушла в приподнятые кверху плечи». (Это настоящий Ромашов).

3. Вокзал. (стр. 224)
Чем был вокзал для Ромашова?
(«… но он видел в них кусочек какого-то недоступного, изысканного, великолепного мира, где жизнь – вечный праздник и торжество», и она совершенно противоположна той жизни, которая существовала в этом армейском городке.)
Насколько человеческая жизнь зависит от окружающей обстановки?
Можно ли остаться уважающим себя человеком, живя среди пошлости и грязи?
(Вспомнить героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч».)

4. Ромашов хуже других офицеров тем, что он не собран, часто смешон, тяготится больше других службой.
Ромашов лучше других офицеров тем, что он более человечен, вступается за солдат, мучается от сознания собственного несовершенства.

В какой момент произошёл перелом в Ромашове?
(После встречи с Хлебниковым. А главное, что отличает одних людей от других, – это умение думать, процесс, в результате которого рождается человеческая мысль.)

«Раньше он и не смел подозревать, какие радости, какая мощь и какой глубокий интерес скрываются в такой простой, обыкновенной вещи, как человеческая мысль.» (стр. 393, 433)

5. Письмо Раисы Петерсон (прочитать).
Что можно сказать об этой героине, не зная о ней ничего, кроме этого письма?
(Письмо говорит о пошлости, глупости, надоедливости его автора.)
Кроме того, Раиса была нехороша собой, старше Ромашова.

Что же связало Ромашова с нею?
(Неопытность в любовных делах; любовница, как и у других офицеров, поднимала Ромашова в его собственных глазах и глазах других; делала его взрослее.)

Шурочка.
Любила ли Шурочка Назанского и Ромашова?
Письмо Назанскому. (стр. 262)
Разговор с Ромашовым в роще. (стр. 354)
(Любила бы, если бы для неё они смогли завоевать весь мир, стали сильными, чего, увы, многие женщины хотят от своих мужчин.)

Каково ваше отношение к этой героине? Права ли она в своих притязаниях?
Какова роль Шурочки в сцене встречи с Ромашовым перед дуэлью? (стр. 437)
(Она всё рассчитала и сделала ставку на мужа. Ромашов почувствовал, как между ними незримо проползало что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу…».)

Почему она подарила ему в этот последний вечер свою любовь?
(Может быть, как последнюю милость или милостыню перед исполнением приговора, который она сама подписала.)

6. Поединок.
Какой дополнительный смысл можно вложить в это слово?
С чем поединок?
(С жизнью, с армейской рутиной, с обществом, в котором нет места человеческой личности.)

(Страницы даны по книге: А. И. Куприн «Рассказы и повести». Москва. Издательство «Правда». 1979 год.)

Вернуться к списку: Уроки литературы в 11 классе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *