А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Цикл уроков. Урок 2.

Тема: История одной любви «Олеся».

Предварительное задание:

1. Рассказать о первой встрече героев повести.
2. Чья любовь глубже и богаче?
3. Почему не состоялось счастье героев?
4. Словарная работа: симфония.
5. Что общего в теме любви в произведениях: А. И. Куприна «Олеся», А. П. Чехова «Дом с мезонином», И. С. Тургенева «Ася».

1. Слово учителя.

«Олеся» 1898 год. Повесть входит в полесский цикл произведений, таких, как «Лесная глушь», «Серебряный волк», «На глухарей» и других. Первые рецензенты называли повесть «Лесной симфонией».

2. Беседа по содержанию повести.

Что предшествовало первому знакомству нашего героя с лесными жительницами?
(«Я вовсе не думал так нестерпимо скучать…»; (стр. 28)
«На меня нашло странное, неопределённое беспокойство…»; (стр. 33)
«Ведьма живёт в каких-нибудь десяти верстах от моего дома…».) (стр. 35)
Почему нашего героя так заинтересовало сообщение о ведьме?
(Скука, отсутствие впечатлений, окружающие люди, любопытство).
Как произошла первая встреча героев? (стр. 38)
Портрет Олеси. Сравнить два описания.

Первое. (стр. 42)

Второе: Незнакомка – брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, просторная белая рубаха обвивала её молодую, здоровую грудь. Красивое лицо. Большие, блестящие, тёмные глаза, тонкие, надломленные посередине брови, смугло-розовый тон кожи, изогнутые губы, нижняя более полная.

Чего недостает во втором портрете?

(Осталась фотография; портрет плохого художника, не раскрывшего внутренний мир человека.)
(Первый портрет – наблюдательность, художественный талант.)

Алёной меня зовут… По-здешнему – Олеся…»
Почему автор остановился на втором имени? (Олеся – лес, полесье).
Какую роль играет картина природы – весны, — данная автором в начале 4 главы? (стр. 45)
(Весна – возрождение природы, человек – часть природы; обостряются его чувства, мысли, восприятие мира, весна – пора любви.)
(Стихотворение Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…».)

Что привлекло автора в Олесе и заставило думать о ней? (стр. 46)
Какой факт говорит о том, что Олеся тоже не забыла о первой встрече?
(Раскидывала карты на Ивана Тимофеевича.)
«Она радуется моему приходу…»
Почему Иван Тимофеевич привлёк внимание Олеси?
(Она предчувствовала свою судьбу, об этом говорит её гадание.)
Почему же не отказалась от встреч?
Кто из героев сильнее и решительнее в любви? (доказать).
(Олеся)

1. После первой же встречи принимает решение. Приглашает Ивана Тимофеевича приходить к ним.
2. После гадания на картах, зная о своей судьбе, не отказывается от короткого счастья.
3. Ответ бабушке: «Да и пойду!… Моё дело, мой и ответ!».
4. После болезни героя. Первой признаётся в любви.
«Я не ручаюсь за себя», — герой.
«Не бойся и не думай ни о чём», — она.
5. Идёт в церковь. (Кульминация). (стр. 84)
6. Прощание. (стр. 94)
Почему не состоялось счастье героев?

Сообщение ученика по теме «Что общего в теме любви в повести А. И. Куприна, И. С. Тургенева («Ася») и А. П. Чехова («Дом с мезонином»)?»

(Нерешительность, боязнь ответственности мешает героям стать счастливыми. Любовь – это труд души. «Холодное и ленивое» сердце не способно удержать настоящую любовь.)

(Страницы даны по книге А. И. Куприн «Рассказы и повести». Москва. Издательство «Правда». 1979 год.)

Вернуться к списку: Уроки литературы в 11 классе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *