В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Цикл уроков. Урок 3.

«Моя революция».

 

Предварительное задание.

1. Комментирование стихотворений Маяковского «Левый марш», «Товарищу Нетте…», «Стихи о советском паспорте», поэмы «Хорошо».

2. Словарная работа: патетика, максимализм, пафос.

Материал для учителя.

Б. Пастернак: «Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принуждённое и пустое, навсегда останется для меня загадкой».

М. Цветаева: «А я скажу, что без Маяковского русская революция бы сильно потеряла, так же, как сам Маяковский – без Революции».

Кто же прав из них? Произведения Маяковского 1917-1920 гг. охвачены победительным пафосом отрицания. Поэт лихорадочно заклинает:

«Мы разливом второго потопа перемоем миров города»,
«Только тот коммунист истый, кто мосты к отступленью сжёг»,
«Стодюймовками глоток старьё расстреливай».

Вечное бесповоротно превращается в прошлое и в упор расстреливается из оружия новых видов. Любого сомневающегося называет обывателем, подтверждает свои убеждения на примере в буквальном смысле самом кровном и убийственном:

А мы –
не Корнеля с каким-то Расиным –
отца, —
предложи на старьё меняться, —
мы
и его
обольём керосином
и в улицы пустим –
для иллюминаций.

Ведущие жанры в это время – марш, мистерия, ода, плакат. Эта упрощённо-аскетическая манера будет преобладать в творчестве Маяковского до конца жизни. Поэтическое теперь измеряется пристрастностью к партийному, творец слов уподобляется пролетарию. Свергнув с престола царя небесного, он назначает богом человека новой, особой породы грядущего.

Литературоведы советского периода противопоставляют двух Маяковских – раннего и позднего и предпочтение отдавали последнему. Сейчас акцент поменялся, но ведь существует преемственность, не может быть двух разных Маяковских. Вроде бы пропасть отделяет индивидуалиста, страдающего от трагического одиночества от автора «150 000 000», который стремился к слиянию с массами. Но не может быть двух разных поэтов, Маяковский один, поменялось время.

Во второй половине 20-х годов Маяковский настаивает на необходимости утверждения злободневного стиха, преодолевает то трагическое и индивидуальное, что было в его ранней лирике и что привлекало и привлекает к нему читателей; поэт тяготеет к общественному.

Но я себя смирял,
становясь,
На горло собственной песне.

Он писал: «…Оживите сдохшую поэзию темами и словами публицистики». «Разница газетчика и писателя – это не целевая разница, а только разница словесной обработки. Мы выдвигаем единственно правильное и новое, это «поэзия» — путь к социализму. Сейчас этот путь идёт между газетными полями».

В такой литературе автор является рупором политики.

М. Цветаева различала понятия: «революционный поэт» и «поэт Революции».

«Слилось только раз в Маяковском», — считала она.

Пастернак писал: «До меня не доходят эти неуклюже зарифмованные прописи, эта изощрённая бессодержательность, эти общие места и избитые истины, изложенные так искусственно, запутанно и неостроумно…»

Так Пастернак оценивал всё послеоктябрьское творчество поэта, «за вычетом предсмертного и бессмертного документа» — поэмы «Во весь голос».

Именно «Во весь голос» убеждает, что поэтический талант Маяковского не иссякал, но был придавлен валуном идеологической самодисциплины – этим краеугольным камнем советской эстетики.

В последних произведениях утверждается невозможность полного подчинения личного общественному; большинство стихотворений в это время – послания, наиболее поздний жанр у Маяковского. В них поэт пытается найти конкретного собеседника, наладить диалог с классической и современной литературой, временем и вечностью.

Вот и наша задача – за злободневной риторикой разглядеть вечного отрока – первооткрывателя мира, романтика, максималиста.

«Левый марш» (прочитать стр. 112 или прослушать в записи).

Стихотворение адресовано матросам, написано специально для выступления перед ними.

Тон стихотворения – деловой, призывный, патетический. Речь – ритмически организованная, зарифмованная, образная.

Ритмика – призывные интонации, марши. Средствами стиха создаётся атмосфера митинга, на котором у людей возникает чувство единства, желание встать в строй, занять место в боевых рядах.

С какими строчками А. Блока перекликаются следующие строки:

Кто там шагает правой?
Левой! Левой! Левой!

Найти строки, характеризующие время (годы революции в России).
(Первая строфа, вторая часть 3-й строфы.)
Что можно сказать об этом времени по этим строкам?
Как звучит в стихотворении тема мировой революции?

«Товарищу Нетте – пароходу и человеку.» (стр. 306)
(15 июля 1926 г., город Ялта).

Дипкурьер Теодор Нетте погиб 5 февраля 1926 года, отражая вооружённое нападение на советскую дипломатическую почту в поезде, который следовал в Берлин через Латвию.

Маяковский хорошо знал Нетте. Поэт рассказывал: «В прошлый мой приезд в Ростов на улице я услышал – газетчики кричат: «Покушение на наших дипкурьеров Нетте и Махмасталя.» Остолбенел. Это была моя первая встреча с Нетте, уже после его смерти. Вскоре первая боль улеглась. Я попадаю в Одессу. Пароходом направляюсь в Ялту. …навстречу нам шёл другой пароход, и на нём золотыми буквами, освещёнными солнцем, два слова — «Теодор Нетте». Это была моя вторая встреча с Нетте, но уже не с человеком, а с пароходом».

Два плана поэтического изображения. Первый – почти бытовой, обыденный, реальный. Второй – пафосный высокий – «коммунизма естество и плоть».

Художественные особенности: разговор, интонация, обращение, метафоры, перенос, сравнения.
Условное деление на четыре части.

1. Пароход «Товарищ «Теодор Нетте».
2. «…в бытность человеком».
3. «…коммунизма естество и плоть».
4. «…воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела».

«Стихи о советском паспорте.» (прочитать). стр. 466

Что можно сказать о поэте, прочитав это стихотворение?
Смогли бы вы подписаться под словами:
«Читайте, завидуйте, я гражданин» России?
Да или нет и почему?

(Страницы даны по книге: В. В. Маяковский. Избранные сочинения. М. «Художественная литература». 1982 г.)

Вернуться к списку: Уроки литературы в 11 классе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *