В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Цикл уроков. Урок 1.

Личность и судьба поэта.

 

Форма урока.

1. Лекция учителя с привлечением теоретического и иллюстрационного материала.
2. Сообщения учащихся (по плану).

Предварительное задание: составить план к теме «Жизненный и творческий путь поэта».

План урока.

1. Поэма «Во весь голос».
2. Семья. Село Багдади. Детство.
3. Гимназия. Кутаиси. 1905 год.
4. Москва. Революционная работа. Аресты.
5. Начало литературной деятельности. Маяковский – футурист.
6. «Моя революция». Работа в Окнах РОСТА.
7. Творчество Маяковского после революции.
8. Выставка «20 лет работы».
9. Смерть поэта.
10. В. Высоцкий: «О фатальных датах и цифрах».
11. В. Попов: «Гулливер».

В. Высоцкий «О фатальных датах и цифрах».

Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт,
А если в точный срок, так — в полной мере:
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же — в петлю слазил в Англетере.

А 33 Христу — он был поэт, он говорил:
Да не убий! Убьешь — везде найду, мол.
Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
И гвозди в лоб, чтоб ни о чем думал.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,
Вот и сейчас — как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.

Задержимся на цифре 37! Коварен бог –
Ребром вопрос поставил: или — или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, —
А нынешние — как-то проскочили.

Дуэль не состоялась или — перенесена,
А в 33 распяли, но — не сильно,
А в 37 — не кровь, да что там кровь! — и седина
Испачкала виски не так обильно.

Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа!
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа –
И режут в кровь свои босые души!

На слово длинношеее в конце пришлось три е, —
Укоротить поэта! — вывод ясен, —
И нож в него! — но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, —
Томитесь, как наложницы в гареме!
Срок жизни увеличился — и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!

Да, правда, шея длинная — приманка для петли,
А грудь — мишень для стрел, но не спешите:
Ушедшие не датами бессмертье обрели –
Так что живых не очень торопите!

Валентин Попов «Гулливер»

Для того он
и живёт, и дышит,
чтобы люди
становились ростом выше,
чтобы кончил мир
мириться с ложью.

Если великан
не на ходулях,
если он
действительно громада –
ничего
взамен ему не надо,
кроме пачки папирос,
удачной строчки,
кроме «свежевымытой сорочки».

Гулливер!
И за одно за это,
кулачки сжимая в злобном гаме,
мстят ему, как могут,
лилипуты.
Копошатся гномы
под ногами.

После смерти
легче.
После смерти
вдруг становится бесценным
киноролик,
где лицо мелькает Гулливера.

Карлик,
плодовитый,
словно кролик,
гномы,
что недавно в злобном гаме
суетились где-то под ногами, —
вдруг трубят
в парадные фанфары
и спешат отметить
в мемуарах,
как они любили
великана,
как скорбят,
что он погиб
так рано.

Вернуться к списку: Уроки литературы в 11 классе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *