В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Цикл уроков. Материал для учителя.

Художественное новаторство поэзии Маяковского.

 

Маяковский – поэт глубоко усвоивший и творчески развивший лучшие традиции нашей поэзии, поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, которые заключались прежде всего в признании высокого назначения поэта быть учителем жизни, «водителем народных масс» («Я – народа водитель и одновременно народный слуга»). Поэт размышляет о «месте поэта в рабочем строю».

С первых шагов творчества Маяковский осознавал себя как поэта – общественника, пишущего для народа.

Он упорно и настойчиво работал над художественной отделкой своих произведений. Новое содержание поэзии требовало новой формы. Искания Маяковского были обусловлены необходимостью найти наиболее полное выражение идейного содержания задуманных произведений.

Маяковский обогатил русскую поэзию в тематике, ритмике, поэтическом языке.

Широкий охват жизненных явлений, поэтическая заострённость поэзии сказались на создании им новых жанров: стихов приказов («Приказ по армии искусств»), маршей («Левый марш»), агитационных стихов и другое.

Маяковский расширил границы поэтического языка. Словарный состав его разнообразен: от архаизмов (зеница), до новейших слов (агитпроп); от опоэтизированных высоких слов до научных и разговорно-просторечных.

Неологизмы его строятся в соответствии с законом и духом русского языка, придают речи большую выразительность (молоткастый, серпастый).

Богата его поэтическая фразеология. Стихи изобилуют народными поговорками, пословицами.

Маяковский – тонкий знаток стилистики, использует и создаёт самые различные речевые стили.

Богата изобразительная система языка поэта. Эти – эпитеты, сравнения, метафоры точны, метки, выразительны, эмоциональны. (рука миллионная).

В области ритмики стиха Маяковский тоже новатор. Он в совершенстве владеет классическими размерами, но чаще усложняет и совершенствует ритмику в целях большей выразительности, приближения к живой речи. («Необыкновенное приключение», «Хорошо»)

В статье «Как делать стихи» поэт рассказывает о процессе создания стихов, раскрывает тесную связь ритмики с содержанием стихотворения. Огромное внимание уделяет рифме. Обычно рифмует слова, наиболее значительные для содержания и идеи стихотворения.

Рифма Маяковского очень богата. Он широко использует оригинальные рифмы, основанные на совпадении отдельных звуков (в произношении: До ста расти – до старости).

Маяковский упорно работал над созданием своих стихов, стремясь сделать их наиболее действенными, доходчивыми.

Вернуться к списку: Уроки литературы в 11 классе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *