Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
А.С. Пушкин

«Поэт в России больше, чем поэт». Эти слова Е. Евтушенко повторяют довольно часто. Действительно, со времён Пушкина и даже ещё ранее – Ломоносова и Державина – настоящий поэт в России всегда осознавал себя в неразрывном единстве со своей Отчизной, переживал её горести и радости, пытался участвовать в решении её судьбы, то есть всегда был «больше, чем поэтом», — становился поэтом-гражданином. «А что такое гражданин? Отечества достойный сын», — писал Н.А. Некрасов. Таким достойным сыном Отечества я считаю Владимира Маяковского.

В его произведениях нашли отражение традиции лучших поэтов России: Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Поэтическое завещание предшественников, долг поэта – «глаголом жечь сердца людей», чтобы его голос звучал, «как колокол на башне вековой во дни торжеств и бед народных», — Маяковский выполнил.

Ему довелось жить в непростое время, но исторические бури не сломили, а только укрепили его дух, придали поистине поэтический размах его таланту.

Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы – наши кисти.
Площади – наши палитры, —

восклицает поэт в стихотворении «Приказ по армии искусства», написанном в тысяча девятьсот восемнадцатом году.

Основание своей политической программы Маяковский заложил в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Кто ещё в литературе осмеливался ставить себя рядом с великим светилом, быть с ним на равных? А Маяковский решился на это. Солнце согревает землю, даёт жизнь всему живому на нашей планете – слово поэта «может убить, может спасти, может полки за собой повести». Он не имеет права быть равнодушным, иметь холодное сердце. Его главная задача, поэтический лозунг –

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!

Трудно пробиться солнечным лучам, если тучи закрывают небо. Поэт же пробивается «сквозь тучи» к человеческим душам. Путь его тернист, труд тяжёл, ему «в радость удачи лучи».

Не раз в своих стихотворениях Маяковский сравнивает поэта с рабочим. Одно из них так и называется «Поэт-рабочий». В нём автор полемизирует с теми, кто «орёт»:

Посмотреть бы тебя у токарного станка.
А что стихи?
Пустое это!

Поэт же утверждает:

Сердца – такие же моторы.
Душа – такой же хитрый двигатель.
Мы равные.
Товарищи в рабочей массе.
Пролетарии тела и духа.

Эту мысль он развивает в известном стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии».

Труд мой
любому
труду
родствен, —

доказывает герой стихотворения – поэт. Поэтическое произведение – это не готовые формулы, не избитые словесные штампы, это «езда в незнаемое», путь по непроторенной дороге, конец которой неизвестен: удача улыбнётся тебе или ждёт разочарование. Нужные слова, из которых складывается стихотворение, не рассыпаны на дороге – «иди и подбирай» —

Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.

Кроме того, отдавая себя служению людям, не жалея ни сил, ни сердца, поэт «машину души с годами» изнашивает. Это стихотворение можно назвать поэтической декларацией Владимира Маяковского. Многие строки так и просятся в лозунги, которые могли бы поднять над головой поэты «хорошие и разные».

Судьба Маяковского-поэта тесно связана с Октябрьской революцией, с идеями социализма, с молодой Советской республикой. Он с первых дней советской власти отдал себя служению своей стране, своему народу в самые тяжёлые годы – годы переустройства общества, становления новой жизни – и по праву гордился этим, называя себя «народа водителем» и одновременно «народным слугой».

В декабре 1929 года – начале 1930 Маяковским было написано вступление к поэме «Во весь голос». Это завещание потомкам, в нём автор подводит итоги своей поэтической деятельности, оценивает свою роль не только как поэта, но и как гражданина.

«Уважаемые товарищи потомки!» С нами «как живой с живыми» говорит поэт. Прислушаемся к его словам, пропустим их через своё сердце и ещё раз утвердимся в мысли, что перед нами настоящий Поэт-гражданин.

Ему «и рубля не накопили строчки», ему было «наплевать на бронзы многопудье». Маяковский сам был творцом своего памятника. Это не изваяние из бронзы, или меди, или драгоценных металлов, но гораздо ценнее их. Это «нерукотворный памятник» — все «сто томов» его «партийных книжек».

Сам поэт писал:

…пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.

Пусть не смущают вас сейчас, «уважаемые товарищи потомки», такие слова, как «партийные книжки», «большевистский партбилет», «социализм». Человек не выбирает времени своего рождения. Важно не то, когда и где он родился, а то, сумел ли стать настоящим гражданином, любить свою Родину, посвятить ей жизнь и творчество, как сделал это великий поэт России – Владимир Владимирович Маяковский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *