Сочинение по ЕГЭ. По тексту Астафьева о нравственных уроках на войне.

Шёл май сорок третьего года…

В данном тексте автор поднимает проблему нравственных уроков на войне.

Проблемы нравственности всегда актуальны: и в мирное время, и в тяжёлые военные годы. Как проявит себя человек в трудной ситуации, зависит от того, каков он сам, какие качества в нём преобладают: справедливость или подлость, смелость или трусость, мудрость или глупость. Вот и автор рассказывает о простом, казалось бы, случае. На двух бойцов, пожилого и молодого, один котелок с горячей едой в перерыве между боями. В повествовании раскрываются их чувства и характеры. Астафьев говорит о том, как боялся рассказчик, молодой солдат, что ему достанется меньше еды, как переживал, что у напарника ложка больше, чем у него, как страдал, что ему не достанется макаронина. Но, читая текст, мы видим, что пожилой солдат ест не больше, чем другой, берёт себе меньшую часть макаронины, что он хорошо понимает чувства напарника. Писатель называет данный случай самым справедливым, самым нравственным уроком для рассказчика.

Позиция автора такова: он хочет сказать, что очень важно, чтобы человек делал правильные выводы из уроков, которые преподаёт ему жизнь. С этим нельзя не согласиться. Нравственности мы учимся всегда, а в годы испытаний она проявляется в людях особенно ярко. Чтобы доказать это, обратимся к художественной литературе.

Вспомним эпизод из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Герой произведения, Андрей Соколов, находясь в плену, за свою храбрость получает от немецкого коменданта лагеря небольшую буханку хлеба и кусок сала. Соколов не съедает всё сам, он делит еду с другими пленными, хотя досталось всем только по кусочку хлеба со спичечную коробку, а сала только губы помазать. Писатель подчёркивает, что и в тяжёлых испытаниях человек остаётся человеком. И, несомненно, выжившие в плену, запомнят на всю жизнь этот маленький драгоценный кусочек хлеба.

«Уроками нравственности» можно было бы назвать рассказ В. Распутина «Уроки французского». Произведение носит автобиографический характер. Рассказывая о том, как в голодное послевоенное время живёт и учится герой произведения, автор вспоминает и своё детство. Рассказчик живёт вдали от дома. Часть скудной еды, присылаемой матерью, ворует сын его квартирной хозяйки. Вряд ли из такого вырастет хороший человек. А вот Лидия Михайловна, молодой учитель, не остаётся равнодушной к судьбе мальчика, старается ему помочь. Оставляет в школе посылку с макаронами, пытается накормить его у себя дома, даже играет с ним на деньги, чтобы мальчик мог купить себе молока. Её жизненные уроки герой рассказа запомнил навсегда.

Я думаю, что в жизни человек многому учится, важно только, чтобы нравственные уроки делали его чище, лучше, добрее.

Вернуться к списку: Сочинение по ЕГЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *