Система уроков внеклассного чтения в 5 – 8 классах.

1

Книга играет в жизни человека особую роль. Интерес к книге — это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей литературе аккумулированы добро, красота, правда. Больно видеть, что это богатство нередко идёт мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо.

В наш век телевидения, видеофильмов, компьютеров и т. д. книга как средство духовного и интеллектуального развития человека часто отходит на задний план, теряет своё первостепенное значение. Ведь в наше сравнительно сытое время трудно противостоять «массовой культуре», «идолу» денежного мешка, эгоизму, нежеланию самокритично взглянуть на себя со стороны.

В юные годы, когда мозг человека, как губка, впитывает впечатления окружающего мира, знакомство с прекрасным особенно благодатно.

Нравственная роль литературы ни с чем не сравнима. Лучшие художественные произведения выражают бесконечно богатые и разнообразные оттенки наших чувств. Литература теснейшим образом переплетена с сокровенной человеческой природой — с биением пульса человеческой жизни, вобравшей мысль и культуру многих веков, колоссальный эмоциональный опыт жизни, которая уходит в будущее. Писатели и поэты видят назначение своих произведений в том, чтобы «побуждать общество, каждого человека пристальнее, строже взглянуть на самого себя». Читая такие произведения, ученики должны задумываться о своём месте в жизни, о необходимости правильного нравственного выбора, о своей гражданской позиции, об ответственности человека за всё, что происходит в мире.

Многочисленные свидетельства методистов, библиотекарей, учителей убеждают, что популярность книги в самостоятельном чтении школьников чрезвычайно низка. Многократно констатировалась нетребовательность в чтении, когда в числе любимых и читаемых оказываются книги весьма невысокого уровня. В настоящее время нет дефицита в хороших книгах, как было ранее, но в безбрежном море появившихся ныне на прилавках книжных магазинов изданий масса так называемой коммерческой литературы (триллеров, детективов, «ужастиков», любовных романов и т. п.) всё же преобладает над литературой настоящей.

Всех нас волнует вопрос, с какою книгою вошёл в жизнь человек третьего тысячелетия. Волнует потому, что воспитание читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы, всё больше осознаётся как одно из слагаемых воспитания Гражданина, Человека.

Есть разные пути приобщения к великому искусству слова. Сделать из ученика читателя, человека, любящего и уважающего книгу, — благородная и важная задача.

Один из путей приобщения ученика к книге — уроки внеклассного чтения как часть литературного образования школьника. Организация такого чтения стала серьёзной методической задачей.

2

Воспитание читателя начинается с детства. С первых книжек-малышек, с бабушкиных сказок, с первого сложенного из кубиков и самостоятельно прочитанного слова. В школе — с уроков чтения и знакомства с библиотекой, с уроков литературы, на которых ученики знакомятся с лучшими произведениями русской и зарубежной классики, постигают законы литературного творчества, впитывают мудрость великого из искусств — искусства слова. Но хрестоматия по литературе (для 5-8 классов) — всего лишь один из школьных учебников. Подойти к новому уровню изучения литературы (в 9-11 классах), на котором главным на уроке становится не учебник, а произведение писателя, воспитывать настоящего читателя помогают уроки внеклассного чтения. Существует множество форм и методов проведения таких уроков.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности я провожу уроки внеклассного чтения в 5-8 классах по системе, предложенной вашему вниманию в данной работе.

3

Несмотря на то, что внеклассным чтением ученик занимается самостоятельно, оно должно быть педагогически управляемым, проходить на основе продуманного взаимодействия ученика и педагога, органической связи классного и внеклассного чтения, учитывающего ведущую роль классного изучения литературы по программе. Урок по программе вооружает ученика определённым методом деятельности, но важно закрепить этот метод, осуществить его перенос в сферу самостоятельной деятельности. Внеклассное чтение не дублирует, а дополняет чтение по программе.

Я вижу свою задачу в том, чтобы поделиться конкретными наблюдениями, дать свой вариант путей приобщения школьников к искусству слова, показать некоторые нетрадиционные формы проведения уроков, развивающих интерес к книге, художественный вкус, творческую самостоятельность.

Уроки внеклассного чтения — это настоящие уроки литературы со всеми их задачами (и познавательными, и воспитательными, и эстетическими). Но они имеют и свои особенности. Учитель может, не ограничиваясь рамками программы, глубже раскрыть тему, взяв несколько произведений, связанных одной проблемой. Свободные высказывания ребят по самостоятельно прочитанным произведениям стимулируют интерес к чтению. Уроки внеклассного чтения помогают вырабатывать навыки анализа художественного произведения, воспитывают сознательного читателя. Эти уроки требуют от учителя особой целеустремлённости и методического мастерства. Искусство учителя состоит в том, чтобы исподволь направлять интерес учащихся к художественным произведениям, стимулировать чтение — размышление о прочитанном, через которое происходит нравственное и духовное становление учащихся, расширяется круг их чтения.

Уроки внеклассного чтения остаются по-прежнему одним из самых трудных участков в работе словесника: во-первых, нелегко определить тему и отобрать книги для беседы; во-вторых, не всегда просто организовать чтение нужных книг всеми учениками класса к определённому сроку; наконец, труднее всего построить урок методически правильно и интересно.

Проблема первая — отбор материала. Книг для детей выпускается и переиздаётся множество. Поэтому необходимо продуманная программа выбора литературы.

Цель уроков внеклассного чтения.
  1. Помочь ориентироваться в выборе значимых, подлинно художественных произведений; научить находить в безбрежном книжном море книги интересные, познавательные, передающие духовный опыт человечества.
  2. Воспитывать на примере художественной литературы нравственную личность; ребятам всё-таки нужно в жизни и что-то такое, что материальным аршином не измерить. Молодость — пора естественного идеализма. Нехватка идеалов мстит за себя сильнее, чем нехватка вещей. Иначе идеалами становятся сила, деньги, жестокость, равнодушие.
  3. Воспитывать читателя, человека, любящего книгу, посвящающего свободное время чтению.
  4. Научить умению отбирать книгу в библиотеке, пользоваться каталогом, приобретать любимые книги для домашней библиотеки.

На основе учёта читательских интересов и актуальных воспитательных задач осуществляются отбор и рекомендация литературы для внеклассного чтения.

Примерная тематика книг по внеклассному чтению такова:
  1. Русская литература XIX века. Богатство и разнообразие русской классической литературы не ограничивается рамками учебной программы. Количество часов по литературе не позволяет охватить всего многообразия великого наследия русских писателей, поэтому внеклассное чтение дополняет знания учащихся о русской классике.
  2. Зарубежная литература. «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Дон Кихот» Сервантеса, «Маугли» Киплинга, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна и другие произведения отображают философию целых эпох, воспринимаются детьми как книги о приключениях и чудесах. В этом поразительная жизнь знаменитых книг.
  3. Родная природа в изображении русских писателей. В 1977 году даже ЮНЕСКО провозгласило специальное «Заявление», которое называлось «Какие книги нужны детям?». В нём есть и такие слова: «Детям нужны книги, которые вызывали бы озабоченность за землю, нашу маленькую планету, на которой мы все живём». И сегодня, спустя десятилетия, эти слова не потеряли своей актуальности. Книги о родной природе воспитывают бережное отношение к окружающему миру, умение «всмотреться» и «вслушаться» во «всю прелесть застенчивой русской природы», почувствовать себя частицей окружающего мира.
  4. Тема Великой Отечественной войны. Она связана с современностью своей направленностью против новых военных угроз. Война смотрит на нас с экранов телевизоров и со страниц газет, с чёрных рамок с фотографиями безусых мальчишек. Пройдет время, и напишут новые книги о новых войнах, справедливых и несправедливых, но книги о Великой Отечественной войне играли и играют свою роль в патриотическом воспитании всех послевоенных поколений. Они учат мужеству, ненависти к боли и страданиям человеческим, учат понимать, что война и человек несовместимы.
    «Я никогда не думал о прошедшем, о минувшем, как об утраченном времени, — писал Юрий Бондарев. — То, что было с нами в прошлом, происходит с кем-то из нас в настоящем и будет происходить в будущем… Стало быть, время никогда не утрачивается».
  5. Книги о подростках и юношестве. Исследование нравственного опыта своего поколения, характера и поведения сегодняшней молодёжи с её поисками, свершениями, удачами и неудачами, стремление жить по совести, способствует духовному самоопределению личности молодого человека.
  6. Приключения и фантастика. Острый сюжет, динамика повествования, живой и увлекательный мир необычных обстоятельств, в который попадают люди настоящего и далёкого будущего, увлекают юного читателя, будят его воображение и фантазию, заставляют размышлять о прошлом, настоящем и будущем человечества.

4

Как же конкретно реализуется программа внеклассного чтения на уроках? В конце учебного года учащимся даётся список художественной литературы, рассчитанный на прочтение данных книг в течение летних каникул и последующего учебного года. В зависимости от уровня читательской подготовки, времени, интереса, желания учащиеся подбирают и прочитывают часть книг по данному списку. В начале учебного года им даётся учителем список художественной литературы по одной из вышеназванных тем и определяется срок подготовки к уроку внеклассного чтения — один-полтора месяца. Задача учащихся — найти нужную литературу, прочитать.

Форма отчёта о прочитанном — урок внеклассного чтения и дневники читателей. Формы проведения уроков внеклассного чтения разнообразны.

Формы проведения уроков внеклассного чтения:
  1. Урок — игра «Что? Где? Когда?» по одному или нескольким произведениям.
  2. Урок — беседа по прочитанному.
  3. Урок — конференция по определённой теме с использованием заранее подготовленных сообщений.
  4. Урок — беседа об одном из писателей и его творчестве.
  5. Урок — иллюстрация с использованием рисунков и инсценировок.
  6. Урок — сочинение-размышление о прочитанном произведении.
  7. Урок – компьютерная презентация прочитанных произведений.
  8. Урок – просмотр кинофильма, экранизации прочитанной книги.
  9. Внеклассное мероприятие. Например, открытие Недели русского языка и литературы, конкурс творческих работ, игра-соревнование на лучшее знание произведения и др.

Другая форма отчетадневник читателя — представляет собой тетрадь, в которой по определённому плану записываются отзывы о прочитанных художественных произведениях. Страницы тетради учащиеся по своему желанию могут украсить минирисунками — иллюстрациями. Отзыв не должен представлять собой сочинение, должен быть небольшим по объёму (обычно занимает 1-1.5 страницы); записывается отзыв по следующему плану:

План отзыва:
  1. Какова тема произведения?
  2. Где и когда происходят изображённые в нём события?
  3. Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  4. Кто из героев наиболее понравился и почему?
  5. Над какими вопросами заставила задуматься книга?

План отзыва записан на последней странице тетради. Дневники читателей проверяются и оцениваются учителем сразу после урока внеклассного чтения, после чего учащимся даётся следующий список литературы.

Требования к дневнику читателя:
  1. аккуратность оформления работы;
  2. краткость и глубина содержания написанного;
  3. количество прочитанного (но главное внимание уделяется не количеству, а качеству).

Ведение дневников читателя предполагает вдумчивое вхождение учащихся в мир писателя или поэта; ученик получает возможность поделиться своими впечатлениями, дать мотивированную оценку прочитанному, способствует развитию письменной речи, воспитывает обязательность.

Конечно, уровень развития детей даже в одном классе различный. Есть дети, с детства привыкшие к книге как необходимому спутнику жизни, много и легко читающие (таких немного), есть — читающие «из-под палки», есть (и большинство) такие, для которых книга (кроме необходимых в школе) просто не существует.

Поэтому данная программа рассчитана всё же на «среднего» читателя.

5

Уроки внеклассного чтения, кроме всего вышесказанного, готовят ученика к восприятию литературы по программе 9-11 класса, где для получения наиболее полного литературного образования нельзя обойтись только учебником, хрестоматией, а необходимо использовать все знания, умения и навыки, приобретённые во время работы над самостоятельным (внеклассным) чтением.

Исходя из опыта работы по данной системе уроков внеклассного чтения, можно утверждать, что для многих учащихся книга становится добрым спутником в жизни, а это значит, что уроки внеклассного чтения сыграли свою роль, следовательно, должны занимать важное место в школьном литературном образовании, ибо «книга делает человека духовно богаче, добрее, мудрее».

6

Далее предлагается список книг по внеклассному чтению для учащихся 5-8 классов, который можно по необходимости дополнить или частично заменить другими художественными произведениями. Также представляю варианты проведения уроков внеклассного чтения.

Внеклассное чтение. 5 класс.

Внекслассное чтение. 6 класс.

Внеклассное чтение. 7 класс.

Внеклассное чтение. 8 класс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *