Иван Бунин. Жизнь и творчество. Цикл уроков. Урок 2.

Иван Бунин. Лирика. Анализ лирического произведения.

 

Эпиграф:

Я вижу, слышу, счастлив.
Всё во мне.
«Вечер» И. Бунин.

1. Схема анализа лирического произведения.
(По книге Н. Русовой «Как писать сочинение, изложение, диктант.»)

I. «Выходные данные».

1. Автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т. д.

2. Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, какие существовали в поэзии течения и направления, к кому был близок автор.

II. Структура образов и развитие конфликта.

1. Тема и идея произведения.

2. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть).

3. Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная их соотнесённость с жизнью человека и его чувствами.

III. Основные особенности поэтического языка.

1. Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, символ, гипербола, повтор, инверсия).

2. Языковой поуровневый анализ.

а) Поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация, звукопись).
б) Поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
в) Использование явлений морфологии и синтаксиса.

IV. Ритм. Стихотворный размер (ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль). Рифма (мужская, женская, дактилическая).

V. Жанровое своеобразие (ода, гимн, романс, элегия и т. д.).

VI. Черты лирического героя.

VII. Моё восприятие произведения.

(Данную схему можно упростить.)

Словарная работа.

Эпитет – образное определение в виде скрытого сравнения (красно солнышко, буйный ветер).

Метафора – установление связи по сходству, перенесение свойств одного предмета на другой на основе общего признака (золотые руки, загорелись звёзды).

Метонимия – установление связи по смежности; перенесение свойств одного предмета на другой, при помощи которого эти свойства обнаруживаются.

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, вид метафоры (плачет березка, ветер стонет).

Символ – образ, максимально обобщённо и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-то события или явления.

Гипербола – намеренное чрезмерное преувеличение («Прозаседавшиеся»).

Инверсия – изменение порядка слов как стилистический приём.

Ассонанс – созвучие гласных звуков.

Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее стиху особую выразительность.

2. Образец анализа лирического произведения.

I вариант.

Форма: Сообщение учащегося.

Анализ стихотворение И. Бунина «Проснулся я внезапно, без причины…»

I. В собрании сочинений за 1915 год стихотворение имело название «Мёртвый час», в дальнейшем оно печаталось без названия. Стихотворение было написано в 1903 году, когда Бунину было 33 года. В это время он работал в издательстве «Знание» со многими известными писателями. Стихотворение автобиографично, посвящения не имеет.

II. «Проснулся я внезапно, без причины» — пожалуй, эту строку можно назвать темой стихотворения. Внезапное пробуждение настраивает автора на лирический лад, затрагивает его чувства, будит давние воспоминания и сожаления. В издании 1915 года была вычеркнута последняя строфа:

Мне снилось много грустного. Я знаю,
Что снилось мне… Но отошла печаль:
Один я просыпаюсь, засыпаю,
Один живу… мне ничего не жаль.

Если первые два четверостишия показывают грусть автора, не открывая её причины, то третье является объяснением всего вышесказанного.

III. Язык Бунина содержит очень много тропов и фигур. Тоску и жалость выражает сравнение – «как ребёнок брошенный, кричала пустушка». Тишину и неприглядность ночи автор рисует с помощью метафоры «весь дом был мёртв». Олицетворение луны – взгляд лунного круга в окно – выражает печаль, тихую, и от этого особенно тяжёлую, одинокую грусть. Голые осины подчёркивают состояние души лирического героя, обнажённость, незащищённость его чувств, тоску по теплу. Особенно это заметно в последней строфе, где повторяется слово «один», заставляя по-новому воспринимать уже прочитанные предшествующие строки. Лирический герой жалуется на отсутствие близкого человека, который скрасил бы туманную ночь, да и всю жизнь.

Фонетика стихотворения очень красива. Гласные -о, -е, -я, мягкие, приглушённые, помогают созданию атмосферы лунной ночи, безысходной грусти. Такие сочетания согласных, как –сн, -лс, -мн, многочисленные –лн навевают полудрёму, лирическое настроение. Однако бросается в глаза обилие звуков –р, -п, -ч, выражающих тревогу, скрытые предчувствия чего-то необъяснимо-неотвратимого и неисправимого, давнего.

IV. Ритмический рисунок подчёркивает и дополняет всю композицию. Стихотворный размер – ямб.

V. По жанру это, скорее, элегия (грустные раздумья о прожитых годах, о несчастливой судьбе, одиночестве). Название – «Мёртвый час», — изначально данное стихотворению, наталкивает на мысль о том, что для автора именно после пробуждения что-то умерло: «Я знаю, что снилось мне, но отошла печаль». Он знает, что именно ему пришлось пережить много грустного, но за давностью лет и событий не хочет ворошить опавшую листву былого, не хочет затрагивать давно замолкнувшие, а может, и порванные струны души.

VII. Стихотворение Бунина оставляет довольно тяжёлое впечатление, частичку той грусти, которой пронизана каждая строка. Печаль, тоска сквозят в каждом слове. Но именно здесь видна душа автора, именно так можно понять и принять её.

Работа ученицы 11 класса
Балабановой Ольги.

II вариант.

Форма: Беседа по содержанию.

Стихотворение И. Бунина

«Не видно птиц
Покорно чахнет лес…».

Стихотворение написано в 1889 году. По свидетельству М. Горького это стихотворение нравилось Л. Толстому.

Попробуйте дать ему название.

«Осень», «Осенняя грусть» и т. д. Но в нём говорится не только об осени, звучат не только грустные ноты, поэтому автор не дал ему названия.

Оно состоит из четырёх строф – четверостиший.

Давайте представим себя художниками и попробуем написать картину по этому стихотворению.

Что вы изобразите на этой картине?

Гнутся под ветром верхушки чернеющих деревьев, пригибаются к земле голые кусты, покинутые листвой, шевелятся сухие былинки, выступающие из «свалявшейся» травы. Открывается глазу степной простор, но не светлый и лучезарный, как в ясный летний день, а мрачноватый, холодный. Вдали виден силуэт всадника – это охотник, «убаюканный шагом конным», задумавшись, едет по степи.

Взглянем на созданную нами картину.

Всё ли здесь?

Нет, конечно. Невозможно передать красками то, что можно выразить словами: страдания леса, который «чахнет» не только от осеннего холода и сырости, но и от того, что он «болен»; запах грибной сырости, доносящийся из оврагов. Грибов уже нет, а запах остался, и овраги дышат им; «угрюмость» холодного дня, когда нет солнца, когда нависают тучи и всё становится тёмным.

В стихотворение переплетается мрачное и светлое начало.

В чём они заключаются?

Мрачное – это больной, чахнущий лес, сырость оврагов, чернеющая под кустами листва, угрюмый день, глушь, однотонность ветра.

Светлое – это крепкий запах грибов, светлая глушь, свежесть осеннего дня, «свободная» степь, «отрадная» грусть, «звон» ветра.

В стихотворении создан художественный образ осенней природы и присутствует лирический герой. Но они не существуют отдельно друг от друга, они слиты воедино. Осенняя картина, созданная автором и «отрадная» грусть лирического героя тесно переплетены.

«Отрадная» — значит наполняющая душу не пустотой и холодом приближающейся зимы, а осенней свежестью, воспоминанием о ярких красках и тепле лета, о пережитой когда-то любви, оставившей грустный след в душе.

Душа человека сливается с душой природы. Нет в стихотворении безысходности и пустоты.

На дом: сделать анализ одного из стихотворений И. Бунина по одному из вариантов.

1. Анализ стихотворения Бунина по схеме.

2. Сочинение – размышление об одном из стихотворений «Мысли и чувства автора, выраженные в стихотворении.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *