Человек и общество. Человек в тоталитарном обществе.

Человек – это часть общества. Он существует среди себе подобных, связан с ними тысячами незримых нитей: личных и социальных. Поэтому нельзя жить и не зависеть от тех, кто живёт с тобою рядом. С самого рождения мы становимся частью окружающего нас мира. Подрастая, задумываемся о своём месте в нём. В разных отношениях может быть человек с обществом: гармонично сочетаться с ним, противостоять ему или быть такой личностью, которая влияет на ход общественного развития. Проблемы взаимоотношений личности и общества всегда интересовали писателей и поэтов, поэтому нашли отражение в художественной литературе. Особый интерес вызывает вопрос о роли и месте человека в тоталитарном государстве.

Обратимся к примерам.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» возвращает читателей в сталинское время, в 30-е годы двадцатого века, когда человек не имел права мыслить и поступать иначе, чем предписывало ему государство. Мы наблюдаем это на примере судьбы Мастера, а государство в миниатюре – это окололитературный мир Массолита, в котором талант, собственное видение мира не имеют права на существование. Роман Мастера о Понтии Пилате никогда не будет напечатан в таком обществе, а вот стихи таких поэтов, как Рюхин, которые только умеют рифмовать строки на злобу дня, появляются на первых страницах газет. Мастер живёт в мире, где нет места настоящему творчеству, где господствуют доносы и предательство. Автор рассказывает и о том, как герой романа исчез на несколько месяцев. Позже мы узнаем, что он был арестован по доносу Алоизия. Трудно человеку бороться против политической системы. На это были способны немногие. Мастер не борется, но автор награждает его покоем: безмятежной и счастливой жизнью после смерти. Почему? «Каждому будет дано по его вере», — говорит в романе Воланд. Этими словами Булгаков подчёркивает и свою веру в то, что мир тоталитаризма рухнет, станет свободным общество, в котором человек почувствует себя Человеком, а не винтиком государственной машины.

Произведение М. Замятина – «Мы» — это роман-антиутопия. Антиутопия, по-моему, — это то, чего не должно быть на самом деле, что не имеет права на существование. В произведении представлено такое будущее, в котором человек обезличен, он не имеет даже имени, только порядковый номер. Люди, вернее, номера, живут в домах со стеклянными стенами, не имеют своих мыслей, желаний. Они – только винтики для производства материальных ценностей. Главный герой произведения – Д-503, один из строителей Интеграла, который должен принести «математически-безошибочное счастье» всем живым существам во вселенной. Но есть и враги такого «счастья». Это те, в которых ещё живо вдохновение, творчество, желание вырваться из страшного «счастливого» мира. Таких уничтожают, а остаются только стройные ряды марширующих «номеров», лишённые всех человеческих чувств и мыслей. Создав в своём романе образ будущего-антиутопии, автор хочет сказать, что в тоталитарном государстве уничтожается всё лучшее, что есть в человеке: свобода мысли, творчества, выбора жизненного пути, любовь к людям и окружающему миру. Поэтому такое общество не имеет права на существование.

В романе известного писателя-фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» автор не анализирует государственные порядки, а просто рассказывает о людях и событиях. Но у читателя складывается яркое впечатление о том обществе, которое описано в произведении. Нет в тот мире места творчеству, свободным мыслям и поступкам, чувствам. Всё подчинено определённому порядку. Живи, как все: ешь, пей, покупай новые товары, смотри телевизор. Вместо человеческого общения – телевизорные стены, дети – только помеха в жизни родителей. Шаг в сторону – и ты уничтожен. Главный герой Монтэг – пожарник. Но такие, как он, не тушат пожары, а разжигают костры из книг, уничтожают дома тех людей, кто не похож на других, кто не хочет жить по законам тоталитарного государства. Но в конце произведения автор оставляет читателю надежду на то, что общество ещё способно возродиться. Монтэг, покинув город, встречается с людьми, которые хранят в своей памяти духовные богатства прошлого, надеются на возрождение мира, в котором главным будет мыслящий и свободный человек.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема заставила меня задуматься об устройстве современного общества и моем месте в нём, об истории нашей страны и о её будущем.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *