А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Цикл уроков. Урок 4.

Изображение русской армии (офицерской и солдатской среды) в повести «Поединок».

Ход урока.

План.

I. Биографическая основа повести.

II. Традиции русских писателей в творчестве А. И. Куприна.

III. Офицерская среда.
а). Отношение к воинской службе,
б). быт и нравы армейского городка,
в). вокзал как символ ухода от действительности, мечты об иной, прекрасной жизни.

IV. Офицеры.
а). Шульгович, Слива, Осадчий, Николаев, Рафальский, Назанский и другие.
б). Способы ухода от действительности и обыденщины.
в). Назанский об армии.

V. Солдаты.
VI. Повесть «Поединок» — пощёчина политическому строю царской России.

Беседа с элементами комментированного чтения.

1. Куприн – 14 лет в армии. Кадетский корпус, юнкерское училище, пехотный Днепровский полк.

2. Отношение к воинской службе офицеров («Поединок»).
«Принудительная, неприятная, опротивевшая барщина…» (стр. 265)
Майский смотр – провал полка. (стр. 360)
Причины провала. (стр. 367)

3. Быт и нравы армейского городка.
Общественные места: офицерское собрание, клубы. (стр. 224)
Офицерское собрание. (стр. 287-311)

4. Вокзал.
Почему Ромашов любил ходить на вокзал?
(Вокзал – символ иной жизни. Человеку всегда кажется, что где-то жизнь интереснее, люди другие, нет обывательщины и прозябания. Внешние атрибуты жизни не должны заменять человеку духовный мир.)

5. Офицеры.
Шульгович – полковник. На плацу распекает солдат и офицеров. Дома – человек, помогающий другим, жалеющий людей. (стр. 220, 278)

Слива – ротный командир.
«Две привязанности: строевая красота своей роты и тихое уединённое ежедневное пьянство по вечерам…» (стр. 223)
«Грубый и тяжёлый осколок прежней… жестокой дисциплины…» (стр. 311)
Осадчий. (стр. 295)
О чём говорит тот факт, что «в роте капитана Осадчего повесился молодой солдат»? (стр. 397)
Рафальский – Брем.
«Старый причудливый холостяк». (стр. 330)
«Все свои сбережения тратил на зверинец».
«Отдавать ему долги считалось как-то непринятым».
Слова Назанского о Бреме. (стр. 429)

Назанский: Пьянство – «это время моей свободы… свободы духа, воли, ума».

Куда пытаются уйти от действительности пехотные офицеры?

Когда человек старается уйти от действительности?
(Когда он не удовлетворён ею, не может раскрыть свои лучшие человеческие качества; задавлен тем, что подавляет его духовную свободу: бедностью, муштрой, окружающей действительностью.)

6. Вывод. Куприн вкладывает в уста Назанского слова о русской армии.
«Подумайте вы о нас … об армейской пехоте…» (стр. 427)

Причины такого отношения к службе:
«Никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит».
«Время великих разочарований и страшной переоценки».
«Вы царь мира, его гордость и украшение».
«Есть только одно непреложное, прекрасное и незаменимое – свободная душа, а с нею творческая мысль и весёла жажда жизни.»

7. Солдаты.
а). Гл. I. Подготовка к смотру. (стр. 212-359)
б). Отношение офицеров к денщикам. (стр. 231)
в). «Молодых пригнали…»? (стр. 274)
Чем отличались солдаты вначале службы и через год?
Как проходило обучение солдат? (Чужой мир, чужие понятия обезличивают их; то, что говорят и делают солдаты, не сливается с их «я», а существует отдельно. Это всегда мучительно для человека.)
г). Н. Гайнан – денщик Ромашова. (стр. 231)
Какие отношения были между Гайнаном и Ромашовым?
Какие два человека живут в Гайнане по отношению к Ромашову?
(Первый – казённый, деревянный, бессмысленный, когда дело касается службы; второй – обычный человек, когда офицер чувствует в нём этого человека.)
Гайнан и Ромашов. (стр. 273-382)
д). Хлебников. Является олицетворением серой, забитой солдатской массы. (стр. 315)
Виноват ли Хлебников в том, что он не может стать хорошим солдатом?
(Нет – он физически слаб, казалось, с рождения в нём застыл тупой, покорный ужас; солдатская жизнь для него чужда.) (стр. 377)

Когда и при каких обстоятельствах Ромашов увидел и пожалел в Хлебникове человека?

8. Почему повесть «Поединок» назвали пощёчиной политическому строю царской России?

(Это повесть и вместе тем документ о тупой и сгнившей офицерской касте; об армии, которая держится на страхе и унижении.)
Позор стране и правительству, имеющим нищую, голодную армию, в которой процветает казнокрадство, произвол, «дедовщина».

Страницы даны по книге А. И. Куприн «Рассказы и повести». Москва. Издательство «Правда». 1979 год.)

Вернуться к списку: Уроки литературы в 11 классе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *