А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Цикл уроков. Урок 1.

А. И. Куприн. Личность и судьба писателя.

Творческий путь.

 

Форма урока: слово учителя с элементами комментированного чтения.

Предварительное задание:

1. Прочитать рассказ «Гамбринус».
2. Составить план: творческий путь писателя.

Ход урока.

1. Краткое содержание рассказа «Гамбринус».
2. Сообщение учителя. (материал дан по книге: Куприн. рассказы и повести. М. Правда. 1979. Вступительная статья К. Паустовского.)

Из воспоминаний Паустовского (о рассказе «Гамбринус»). (стр. 3-5)

«В 1921 году в одесских газетах появилось сообщение о смерти никому не известного Арона Гольдштейна.

В те годы революции, голода и веселья никто бы не обратил внимания на это объявление, если бы внизу под фамилией Гольдштейн не было напечатано в скобках «Сашка Музыкант из Гамбринуса».

Я прочёл это объявление и удивился. Значит, он действительно жил на свете, этот Сашка Музыкант, а не был только отдалённым прототипом для Куприна в его «Гамбринусе». Значит, всё, о чём писал в этом рассказе Куприн, — подлинность.

В это трудно было поверить потому, что жизнь и искусство в нашем представлении никогда не сливались так неразрывно.

Оказалось, что Сашка Музыкант, давно ставший для нас легендой, литературным героем, жил в зимней, обледенелой Одессе рядом с нами и умер где-то на мансарде старого одесского дома.

Хоронила Сашку Музыканта вся портовая и окраинная Одесса. Эти похороны были как бы концовкой купринского рассказа.

Колченогие лошади, часто останавливаясь, тащили чёрные дроги с гробом. Где достали этих одров, выживших в то голодное время, когда и людям нечего было есть, так и осталось тайной…

За гробом шла большая шумная толпа…

За ней шли в худых, подбитых ветром пальто музыканты – товарищи Сашки. Они держали под мышками инструменты. Когда процессия остановилась у входа в заколоченный «Гамбринус», они вытащили свои инструменты, и неожиданная печальная мелодия старинного романса полилась над толпой…

Скрипки пели так томительно, что люди в толпе начали сморкаться, кашлять и утирать слёзы.

Когда музыканты кончили, кто-то крикнул сиплым голосом:
— А теперь давай Сашкину!

Музыканты переглянулись, ударили смычками, и над толпой понеслись игривые скачущие звуки…

Куприн писал о посетителях «Гамбринуса», что всё это были матросы, рыбаки, кочегары, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты – люди молодые, здоровые, пропитанные крепким запахом моря и рыбы. Они- то и шли сейчас за гробом Сашки Музыканта.

Ко мне подошёл репортёр Ловенгард…

— Я первый, — сказал он, — привёл Александра Ивановича Куприна в «Гамбринус». Он сидел, курил, пил пиво и смеялся – и вдруг через год вышел этот рассказ! Я плакал над ним, молодой человек. Это шедевр любви к людям, жемчужина среди житейского мусора…

Мне кажется, что Ловенгард очень просто, даже слишком просто сказал о том главном, что характерно для Куприна, — о его любви к человеку и его человечности».

3. Беседа.

Какое противоречие существует между внешностью Сашки и отношением к нему людей?

Великая сила искусства. Где её отражение в рассказе?

В чём проявляется купринская любовь к человеку в данном рассказе?
Любовь Куприна к человеку проступает ясным подтекстом почти во всех произведениях Куприна. Каждым из них он призывает прежде всего к человечности.

4. Слово учителя.

Жизненный путь Куприна был долгим и трудным. На этом пути было всё: ошибки, заблуждения, долгая эмиграция, возвращение на Родину.

Город детства. Родился 8 октября 1870 года в Наровчате Пензенской губернии. Городок этот стоял среди пыльной равнины и каждый год почти наполовину выгорал от пожаров. Детство прошло в обстановке мещанской и скудной, но Куприн никогда не проклинал этот город, любил его, потому что это была его родина, его земля, которая первой открыла ему свою нехитрую прелесть: поэзию молчаливых полей, закатов, мутных от пыли, поднятой стадами, резных наличников, могучих деревьев, сухих вечеров, запаха прибитой дождём дорожной пыли. Из этих разнообразных черт и разрастается любовь к своей земле. (стр. 6-7)

Детство. Отец – обнищавший дворянин, мелкий уездный письмоводитель. После его ранней смерти у мальчика началась сиротская жизнь с беспомощной матерью. Куприн вспоминает о своей сиротской доле в рассказе «Река жизни».

«… Моя мать… рано овдовела, и мои первые детские впечатления неразрывны со скитаньем по чужим домам, клянчаньем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами, угодливостью (отрывок).(стр. 9)

Мать устроилась во вдовий дом в Москве. Сын сначала жил вместе с нею, потом – сиротский пансион. Куприн первый из писателей прикоснулся к теме людей, вышвырнутых из жизни. (Комментированное чтение рассказа «Святая ложь».)

Военный период. – 14 лет. Мальчика устроили в кадетский корпус – единственная для него возможность получить образование. Затем Александровское юнкерское училище.

(Роман «Юнкера». Устный отзыв о романе. Сообщение ученика). Выпущен подпоручиком, направлен в 46 пехотный Днепровский полк, в захолустные городки Подольской губернии – 4 года.

В мае 1905 года вышла повесть «Поединок.» — тяжелейшая пощечина политическому строю царской России. Успех неслыханный. Возросла слава Куприна как писателя.

Отставка. 1894 год. Сначала бедствовал, потом работал в газетах фельетонистом. Писал легко, был талантлив, но жизненного материала недоставало. Накинулся на жизнь и на книги. Изъездил всю Россию. Вспоминал …(стр. 7)
(Сравнить со странствиями М. Горького по Руси.)

Куприн и революция. С восторгом принял февральскую революцию, противоречиво относился к Октябрьской. В 1919 году эмигрировал во Францию. Долгие годы прожил вдали от Родины, по которой очень тосковал.

«Даже цветы на Родине пахнут по-иному», — написал он перед самой своей смертью.

Умер 25 августа 1938 года.

Доклад «А. И. Куприн в эмиграции».

Комментированное чтение рассказа «Синяя звезда».

(Страницы даны по книге: А. И. Куприн «Рассказы и повести». Москва. Издательство «Правда». 1979 год.)

Вернуться к списку: Уроки литературы в 11 классе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *